Перейти к публикации
Конференция ГАЗ-69
speedoff

М422 Mighty Mite - Всесильная букашка

Рекомендованные сообщения

Ни для кого не секрет, что по большинству армейских автомобилей информации, мягко говоря, немного. Но даже на этом фоне всеобщего "неразглашения" машина, о которой сегодня пойдет речь, кажется окруженной "берлинской стеной" молчания. Что ж, таково было требование заказчика - корпуса морской пехоты США.
В ходе военных акций во Вьетнаме у американских военных возникла нужда в легком внедорожнике, пригодном для транспортировки вертолетом. Машин, обозначенных шифром М422, сделано было немного (с января 1960-го по январь 1963 года - 4 тысячи штук). А поскольку вояки не слишком жалуют цифровые обозначения техники, то маленькая машина с большими возможностями вскоре оказалась наречена Mighty Mite - "всесильная букашка" (Майти Майт - рус.транскр.).
 

MightyMite_resized.jpg


Прежде всего в сравнении с М38 и М606 (джипами, выросшими из хорошо известного Willys MB) это на самом деле была букашка. Ну посудите сами: длина - 2567 мм, ширина - 1549 мм, высота - 1679 мм, колесная база - 1650 мм. Меньше, чем у ЛуАЗ-969М (3390,1600, 1790 и 1800 мм соответственно) ! К тому же из-за широкого применения алюминиевых сплавов Mighty Mite был достаточно легок (сухая масса - 760 кг, снаряженная - 790 кг), а в целях маскировки в зарослях "зеленки" можно было снизить и высоту М422 до 1194 мм, опустив ветровое стекло и сняв запаску.
 

id_m422_chaplains_usmc_vietnam_700.jpg


Впрочем, запасным колесом машины чаще всего не комплектовались, поскольку для военных вышедший из строя автомобиль это нечто схожее со... стреляной гильзой. "Всесильная букашка" была предназначена для перевозки четверых солдат: двоих на передних сиденьях и двоих на продольных задних полочках. Помимо того, машина могла транспортировать четверть тонны военных грузов (за сиденьями располагалась площадка размером 890x1050 мм).
 

DSC_0076s.jpg



Снабженный 55-сильным мотором, автомобиль мог брать 60-процентные подъемы, развивать скорость до 72 км/ч на шоссе и в зависимости от комплектации преодолевать броды глубиной от 540 до 1500 мм (в последнем случае машина оборудовалась шноркелями на впуске и выпуске) . Расход топлива составлял около 14,6 л/100 км при запасе 52 литра. М422 неплохо был подготовлен к бездорожью: клиренс - 230 мм, передний и задний углы въезда - соответственно 55 и 47 градусов. К этому можно добавить специальную "внедорожную" ступень в коробке передач, межосевой дифференциал и достаточно большие для автомобиля такого размера колеса с шинами 6,50-16. Не зря же "букашку" прозвали всесильной...
 

i161456.jpg


Машина М422 грузоподъемностью четверть тонны имела обязательный откидной задний борт Поскольку для производства четырех тысяч внедорожников совершенно не было смысла заказывать специальные штампы на лонжероны рамы, их заменили две связанные поперечинами трубы большого диаметра. А чтобы при этом не корежить выпускную систему о корни деревьев и бугры, выхлопные газы двигателя пустили... внутрь трубчатых лонжеронов. Лишенный дверей кузов был выполнен из алюминиевого листа толщиной 1,65 мм. Сиденья - простейшие, нерегулируемые. Перед водителем - панель приборов с традиционными для американских военных машин пятью циферблатами и рулевым колесом для Willys.
 

1960_m422a1_mightymite_saluda2.jpg


Теперь о двигателе... V-образный четырехцилиндровый воздушник со штанговым приводом клапанов и воздушным охлаждением. Его рабочий объем 1766 куб. см, что позволяет развивать 55 л. с. при 3600 об/мин. Двигатель обладал достаточно гибкими характеристиками - максимальный крутящий момент (124 Нм) достигался уже при 2000 об/мин.
 

1960_m422a1_mightymite_saluda3.jpg


Шасси Mighty Mite: колесная формула 4x4, рама из труб, независимая подвеска всех колес Четырехступенчатая синхронизированная коробка передач внедорожника была выполнена в одном блоке с одноступенчатой раздаточной коробкой. Интересный момент: привод на передние колеса задействовался одновременно со специальной пониженной передачей (включалась отдельным рычагом). Подвески у "букашки" независимые, на поперечных рычагах и продольных четвертьэллиптических рессорах. А стремление максимально сократить массу неподрессоренных частей заставило конструкторов М422 пойти на еще одно оригинальное техническое решение - вынести барабанные тормоза к картерам главных передач.
 

m422.jpg


Наряду с базовой моделью М422 корпорация American Motors выпускала модификацию М422А1. В ее кузове располагались четыре полноценных сиденья, колесная база была увеличена до 1803 мм, длина до 2870 мм. Позади сидений площадка для груза размером 890x1050 мм и продольные скамейки.
 

FL09_r047_01.jpg


Конечно, "всесильная букашка" представляла собой сугубо армейский автомобиль. На скорости 60 км/ч в машине просто невозможно разговаривать - приходится кричать, V-образная "четверка" не отличалась уравновешенностью, а при езде по бездорожью машину трясло с такой силой, что скобы и поручни оказывались "весьма по делу". На Mighty Mite использовалось 24-вольтовое электрооборудование. Кронштейнов для лопаты, пилы или троса на М422 не было предусмотрено, но был обязательный для военных машин фаркоп.
 

1.jpg


По окончании военных действий часть М422 так и осталась на рисовых чеках и в джунглях Вьетнама, а остальные машины (по мнению военных, они уже не подлежали ремонту) были распроданы в Штатах (1250 шт.). Но новоиспеченных владельцев "букашки" ждала незавидная участь. Дело в том, что Военное министерство (к тому времени выкупившее у корпорации American Motors (AMC) чертежи, производственную оснастку и запчасти) категорически отказало "счастливым" обладателям Mighty Mite в какой бы то ни было помощи. Результат подобной политики не заставил себя ждать - немногие уцелевшие в огне войны автомобили очень быстро вымерли...
 

1960-mighty-mite-m422e1-atlanta-ga.jpg


К сожалению, до наших дней сохранилась лишь горстка "всесильных букашек", которые среди коллекционеров стоят весьма приличных денег. Что уж тут поделаешь - редкая это штука М422!

 

http://www.youtube.com/watch?v=eynUA2BWYEo

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

спасибо нашему архивариусу :mail:,оч. интересно!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

пока ещё есть возможность похожую машинку с Японии притащить

 

ajadjd7501-img600x450-13907164782abmlm82

 

ajadjd7501-img600x450-1390716477m5rp4c82

 

ajadjd7501-img600x450-1390716478lj5dx782

 

SJ-10 1 type, 1977г. (авто старше 30 лет утилизационным сбором не облагаются и ввозятся под полную пошлину), бензин 550 куб. (пошлина терпимая)

Текущая цена: 168000.00 ¥ (делим на три - получаем в руб.)

 

Уважаемый архивариус, можно следующую серию про первую Самурайку?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Оч интересно :good:  особенно  трубчатая рама заинтересовала почему раму на газ 69 такую не сделали щас бы проблем небыло совсем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый архивариус, можно следующую серию про первую Самурайку?

 

Да в чем проблема-то? :) Возьмите и напишите про интересующее вас авто !

Меня же никто главным писарем по этому разделу не назначал. Любой желающий может создать тему по интересному для него авто, заодно и форумчан просвятит ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Оч интересно :good:  особенно  трубчатая рама заинтересовала почему раму на газ 69 такую не сделали щас бы проблем небыло совсем.

А мне понравилось как на этом авто реализована выпускная система. :)

Интересно можно на газике вывести выхлоп в раму в районе переднего пассажира? Ведь рама у 69-го по сути та же коробчатая труба...

Кто знает как там у него перегородки внутри рамы организованы? Хватит места, чтобы выхл.газы нашли выход или будет создаваться сопротивление выхлопу?

Было бы прикольно избавится от глушителя на боевом авто. А то постоянно он обо что-то мнется или отрывается :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Минусов у такой конструкции гораздо больше чем плюсов....ну помял, ну пробил,взял да поменял...а раму "взял да поменял" не получится...думаю, что система рамаглушитель проживёт, при условии, что изначально рама свежая-года два три...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

коррозия в разы увеличится, и через пару лет рама на свалку. у дяди глушак у маза, сделанный из кислородного баллона прогорел за 3 года и где-то 260 тыс. км пробега. и стоял при этом за кабиной и гряз с дороги на него не летела!

Изменено пользователем Виктор1976

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

коррозия в разы увеличится, и через пару лет рама на свалку. у дяди глушак у маза, сделанный из кислородного баллона прогорел за 3 года и где-то 260 тыс. км пробега. и стоял при этом за кабиной и гряз с дороги на него не летела!

 

Это потому что Маз на солярке, а в ней сера - выхлоп с конденсатом образует H2SO4. С бензином не так сильно гнить будет как с соляркой.

Но согласен коррозия внутри рамы будет в разы сильнее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А мне понравилось как на этом авто реализована выпускная система. :)

Интересно можно на газике вывести выхлоп в раму в районе переднего пассажира? Ведь рама у 69-го по сути та же коробчатая труба...

Кто знает как там у него перегородки внутри рамы организованы? Хватит места, чтобы выхл.газы нашли выход или будет создаваться сопротивление выхлопу?

Было бы прикольно избавится от глушителя на боевом авто. А то постоянно он обо что-то мнется или отрывается :D

Есть у этой системы одно преимущество, без рамы авто утилизировать легче............., Н2СО3, присутствует.........

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это потому что Маз на солярке, а в ней сера - выхлоп с конденсатом образует H2SO4. С бензином не так сильно гнить будет как с соляркой.

Но согласен коррозия внутри рамы будет в разы сильнее...

 

В бензине серы только ненамного меньше.

И серная кислота - самый безобидный ингредиент выхлопных газов...

Ещё там азотная образуется.

Ну и много чего ещё....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Оч интересно :good:  особенно  трубчатая рама заинтересовала почему раму на газ 69 такую не сделали щас бы проблем небыло совсем.

 

Ну... У Польского Жука , Нысы и внедорожника на их базе - "Тарпана", да и у многих вариантов "Румына" ( АРО С "лицом" 69 который) как раз-таки рама из стандартных труб. Профильных ( в смысле - прямоугольных)

Ровная и прямая "лестница".  Весьма технологично и дёшево в производстве. И даже пространственно жёстче "вычурной" рамы ГАЗ69...

Но и потому славней в гОвнах...   Тут как раз нужна эластичная, легко закручивающаяся , рама....

Примерно такая же бодяга меж "старыми" Унимогами и "новыми".... Бундесовские вояки - с великой неохотой берут "новые" Унимоги с "прямой" рамой. Потому только благодаря им "старая" модель ещё вроде как выпускается... Тоже легенда.

 

А ещё Татра805 ( и её предшественник-"жип"803 )интересна - Дела династии Ледвинков всегда вкусны и интересны...  Как и их прямых учеников...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...

×
×
  • Создать...