speedoff

Stoewer R180 / R200 - первый полноприводный вездеход Вермахта

8 сообщений в этой теме

Stoewer%20R200%20Kfz.1%204x4.jpg


С начала ХХ века фирма братьев Штевер изготовляла легковые и грузовые автомобили, которые одними из первых стали поступать в германские вооруженные силы. Уже в 1905 г. она разработала стандартизованный военный грузовик «L4 (24/30PS)» с полезной нагрузкой 4–5 т, а в 1909 г. начала поставки в армию 5-тонных автомобилей «L4-II (18/32PS)» и «L4-III (28/48PS)» с 4-цилиндровыми моторами и цепным приводом задних колес.

Во время Первой Мировой Войны фирма изготавливала 3- и 5-тонные армейские машины «L5» и «L6S». По мобилизации в войска поступали также серийные легковые автомобили и автобусы «Stoewer», адаптированные для нужд армии

Армейские полноприводные автомобили появились в производственной программе фирмы, когда после прихода к власти национал-социалистов началось стремительное возрождение военной промышленности. Командование сухопутных войск Вермахта в своих конструкторских бюро начало разработку различных типов транспортных средств, которые предлагало к производству автомобилестроительным компаниям Германии. Бернгард Штевер пошел на сотрудничество с военным ведомством, полагая, что госзаказ обеспечит его предприятию стабильный источник доходов. Это тоже типичный для немецких промышленников 30-х годов поступок. Фирма «Stoewer» разработала и сумела наладить серийное производство легкого командирско-разведовательного внедорожника.
 

mbG5_2.jpg

 

Легкий внедорожник Stoewer R180 с мотором объемом 1.8 литра (43 л.с.), представленный в 1936 году, стал первым немецким автомобилем такого типа с приводом на все колеса - прежде в вооруженные силы Германии поступали автомобили с приводом только на одну ось. Стоит отметить, что легендарные американские полноприводные джипы типа «Виллис» появились только в 1940 году.
По лицензии Stoewer такие же легкие вездеходы освоили «Hanomag» и «BMW». Правда, каждый из производителей устанавливал свои собственные моторы. У «Stoewer» и «Hanomag» моторы были 4-цилиндровые, а у «BMW» – 6-цилиндровый.
Электрооборудование поставлялось фирмой «Bosch» и было уже 12-вольтовым, в то время как повсеместно было распространено 6-вольтовое.
 

4085413.jpg

Автомобиль получился достаточно прогрессивным для своего времени. Главными техническими особенностями этих машин являлись: постоянный полный привод с блокируемыми тремя дифференциалами (межосевым и межколесными - передним и задним), а также независимая подвеска всех колес на двойных поперечных рычагах и пружинах. Но самой экзотической «фишкой» машин этого типа стали все четыре управляемых колеса. Причем, управление задними колесами, при необходимости, водитель мог отключить. При этом тормоза были механическими с продольными тягами, каждая из которых шла на свое колесо. (Лишь в 1940 году, уже после начала Второй Мировой Войны, Stoewer R200 получил гидравлические тормоза).

 

E-Pkw_l_Ko_02-1.jpg

 

leichkw1.jpg

Кузов был 4-дверным, открытого типа. Его собирали не из штампованных панелей, а сваривали каркас из труб прямоугольного сечения, а потом уже к нему приваривали плоские наружные панели. Из-за этого кузов оказался слишком тяжелым.
Сиденья, как это было принято на всех «кюбельвагенах», были, так называемого, ковшеобразного типа - спинка в плане имела форму буквы «С», чтобы обеспечить водителю и пассажирам хорошую боковую поддержку. За задним сиденьем находился отсек для багажа и оружия, но задний борт не откидывался - с торца у машины была цельная стенка.
 

stoewer_02.jpg
 

 

stoewer_13.jpg


Прямо в кабине между водителем и пассажиром находилась коробка передач с огромным литым картером. КПП имела 5 ступеней, из которых одна была понижающей (с передаточным числом 9,12) и включалась в тяжелых условиях бездорожья. На заднем торце коробки в том же картере находились компактные механизмы раздатки и межосевого дифференциала. Они уходили вниз в разрез пола кузова, где под коробкой, между лонжеронов рамы из картера выходили карданные валы, передающие крутящий момент к редукторам обеих осей. Весь пол кузова состоял из съемных люков, что должно было упрощать ремонт. Снизу под лонжеронами рамы часть агрегатов прикрывали защитные поддоны.
 

stoewer-salon.jpg


Первым опытом применения таких «кюбельвагенов» в боевых действиях стала гражданская война в Испании. В ходе боевых испытаний военные отметили недостаточную мощность двигателя и сложность обслуживания. А главное, четыре управляемых поворотных колеса оказались просто опасными. Входя в поворот на скорости выше 25 км/ч с включенным управлением заднего моста, неопытный солдат-водитель мог легко опрокинуть машину.
 

1302124653_boi-za-nikolaev.jpg


Машины не оправдали связанные с ними ожидания: в производстве они были слишком сложными и дорогими, а в эксплуатации — тяжелыми и маломощными. В результате, два производителя, «Hanomag» и «BMW», отказались от производства таких автомобилей, выпустив 2000 и 3225 экземпляров соответственно. И только Stoewer взялся за модернизацию.
 

stoewer%20r-180.jpg

Новую модель оснастили более мощным двигателем, убрали рулевое управление задней оси, сделав ее, как у обычного автомобиля. Так на смену первоначальной модели Stoewer R180 в 1938 году пришла Stoewer R200. Внедорожник получил новый верхнеклапанный двигатель рабочим объемом 2.0 литра и карбюратор с восходящим потоком. Вес машины равнялся примерно 1750 кг, а скорость составляла не выше 75 км/ч по хорошей дороге — больше слабенький 50-сильный мотор выжать не мог. Зато расход топлива был внушительным даже для тех лет — автомобиль «пожирал» от 17 до 25 литров бензина.
 

BMW-325_Kfz_3.jpg


По спецификации Вермахта все легкие армейские автомобили уже внутри собственного класса делились на четыре типа, обозначаемые аббревиатурой Kfz — Kraftfahrzeuge, в переводе — «автомобиль», а также цифрами, обозначавшими собственно модификацию. Первый тип — «Kfz.1» — представлял собой обычный четырехместный 4-дверный автомобиль. «Kfz. 2» имел только три двери, а пространство за водителем было занято радиостанцией либо ремонтным оборудованием. Тип с литерой 3 располагал четырьмя дверьми и огромным ящиком сзади — машина предназначалась для геодезистов. На трехместный вариант «Kfz.4» устанавливали пулемет «MG-34» или 42-миллиметровое зенитное орудие. Такая классификация применялась ко всем легким вездеходам, произведенным компаниями «BMW», «Hanomag» и «Stoewer».
 

stoewer-1101.jpg


stoewer_r180_r200_10022.jpg


stoewer_r180_r200_1018.jpg


stoewer_r180_r200_1016.jpg


2010augauburnmilitarystoewer40.jpg


В 1940 году, уже после начала Второй Мировой Войны, Stoewer R200 получил гидравлические тормоза. С началом войны компания Stoewer свернула производство всех гражданских автомобилей, полностью переключившись на армейскую технику. Но армейских легких внедорожников она произвела относительно немного - в общей сложности было выпущено около 8 тысяч экземпляров.
В боях против СССР эти машины окончательно доказали свою непрактичность. Большая часть из них оказалась потеряна на Восточном фронте, причем причиной гибели большинства машин стали отнюдь не советские бомбы и снаряды, а чудовищные российские дороги и тяжелые зимние условия. На проселках Украины, Белоруссии и России тонкие ажурные узлы подвески быстро забивались грязью и часто выходили из строя.
 

stoewer_r180_r200_1099.jpg


stoewer_r180_r200_1010.jpg


К тому же, в активе у сухопутных войск Вермахта уже был значительно более простой, совсем легкий и очень практичный «кюбельваген» - «Volkswagen Type 82». Всего с 1936 по 1943 год было выпущено более 13 тысяч экземпляров полноприводного вездехода типа Stoewer R180 / R200, включая модели, произведенные на заводах «BMW»и «Hanomag»
 

cav516.jpg


При послевоенном разделе Германии город Штеттин и находившийся в нем автозавод братьев Штёверов оказались на территории Польши. Выпуск автомобилей на этом предприятии возобновлен не был. А история легкого "Штевера" образца 1936 года нашла неожиданное продолжение после войны. На территории Советской оккупационной зоны Восточной Германии успешно работал автозавод в Эйзенахе, ранее принадлежавший BMW и выпускавший автомобили и мотоциклы моделей, разработанных баварской компанией в довоенные годы. Теперь им управляло советско-германское акционерное общество «Автовело».
 

7335458524_9a6dcd48cb_z.jpg


1316667096.jpg


Из-за претензий баварской компании на незаконное использование ее марки, продукция эйзенахского завода получила название «EMW». Когда в 1949 году была образована Германская Демократическая Республика, для ее армии и народной полиции понадобились легкие вездеходы армейского типа. На заводе «EMW» подняли довоенную техническую документацию, необходимую для производства той самой модели легкого вездехода. Машину возродили под маркой EMW-Р1 и выпускали в небольших количествах до появления следующей модели «Р2».
 

bmw-325-wh-kfz-3-germany.jpg


В России в "Военно-техническом музее" сохранилась модель R200 в отличном состоянии.
 

l8u1s5t7og3xsra994bb.jpg

Кратко ознакомится со всеми командирскими автомобилями 4х4 Вермахта времен ВОВ можно ознакомиться здесь:
www.voenavto.ru/cavaleria/cav5.htm

 

4 пользователям нравится это

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Предвидя некоторые вопросы, сразу выложу еще одно фото :)

 

i_145.jpg

1 пользователю нравится это

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

похожи как автомат Калашникова и штурмовая винтовка Шмайсера

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А сначала он был полноуправляемый, и это еще до 1940 г.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

на 1-х 2-х фото хорошо видно, что он полноуправляемый

на 1-х 2-х фото хорошо видно, что он полноуправляемый

на 1-х 2-х фото хорошо видно, что он полноуправляемый

Изменено пользователем speedoff
1 пользователю нравится это

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Потом упростили, а газик на фото чей? Фото вроде современное

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

фото с газиком из интернета.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фото ГАЗика не похоже на современное, а вот окошки у него мне очень понравились.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!


Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.


Войти