Taurus

Испытания огнетушителей

3 сообщения в этой теме

Нужно ли говорить, что огнетушитель необходим в машине не только потому, что этого требуют Правила? От пожара не застрахован никто, и причин — сколько угодно. От воспламенения попавшего на раскаленный выпускной коллектор бензина до замыкания в электропроводке после неграмотной установки сигнализации. Особенно высока опасность возгорания в случае аварии. Огнетушитель нужен, спору нет. Но что выбрать из того разнообразия «укротителей огня», что представлено на прилавках? В поисках ответа мы приобрели по три образца огнетушителей девяти моделей, предназначенных для использования на легковом автотранспорте. Три из них порошкового типа, а шесть — аэрозольные. Их объёмы — от 350 мл до 1 литра.

Итак, представляем наших «пожарных». Это два огнетушителя ОП-1, но в разном исполнении. И если на первом был указан производитель — ПО Электроизмеритель из белорусского Витебска, то на втором — никакой «родословной». Третий огнетушитель — тоже порошковый и тоже марки ОП-1, но с индексом «з». Его изготовитель — ОАО Пожтехника из города Торжок, а буква «з» говорит о том, что этот огнетушитель — закачной. Принципиальное отличие закачного огнетушителя от первых двух в том, что огнетушащий состав находится в нём под давлением. А у обычных порошковых огнетушителей внутри расположен специальный баллончик с углекислым газом — аналогичный тем, что раньше приме- нялись в бытовых сифонах для приготовления газировки. Когда огнетушитель приводится в действие, этот баллончик прокалывается, давление возрастает — и начинается выброс порошка-огнегасителя.

Все остальные огнетушители — аэрозольные. Отечественный огнетушитель ОХ-1 изготовлен фирмой Нота Бене из Санкт-Петербурга. Огнетушители Fire Kill, Fire Aid и Spegnifuоco, если верить надписям на их корпусах, выпущены в Италии компаниями Willys, First Aid и Stac Plastic. А вот огнетушители МАХ и Jupiter — вновь «неизвестной породы».

Сначала эксперты лаборатории оценили удобство работы с каждым огнетушителем, наличие и «читаемость» пиктограмм или надписей, объясняющих правила обращения. Оказалось, что лишь на порошковых огнетушителях были пол-ноценные пиктограммы, отвечающие требованиям отечественного стандарта. Понять, как пользоваться другими огнетушителями, тоже особого труда не составило, но для этого уже пришлось читать надписи, которые порой были сделаны очень мелким шрифтом и на языке, который можно назвать русским с большой натяжкой. Самой «корявой» инструкцией отличился Jupiter. Видимо, таким образом анонимные производители реiиили убедить покупателей, что это действительно импортная вещь. А вот к огнетушителю Fire Kill русскоязычной инструкции не было вовсе. А это уже нарушение Закона о защите прав потребителей

После этого началось самое интересное — огневые испытания. В качестве «агрегатоносителя» выступил кузов от старого «Москвича», под капотом которого испытатели разместили специальный круглый противень площадью один квадратный метр (его форма и размеры оговорены в ГОСТ Р 51057-97). В это корытце сначала заливается вода. Она предотвращает коробление металла от перегрева, если огонь погашен не сразу. Затем туда же добавляется литр бензина (считается, что примерно столько топлива находится в подкапотном пространстве легкового автомобиля). Попав в воду, бензин, имеющий меньшую плотность, всплывает, образуя на поверхности ровную плёнку. Над корытцем подвешивается жгут электропроводки и обрезок резинового шланга. Затем испытатель подносит факел, и... Не дай Бог столкнуться с этим не на испытаниях огнетушителей!

Во время тушения пожара фиксируется несколько параметров. Наиболее значимые из них такие: время подачи огнегасящего вещества, возможность прерывания этого процесса и время, потраченное на гашение «эталонного» пожара. Причём для того, чтобы исключить случайные ошибки, испытания повторяются несколько раз (для этого и понадобились три экземпляра каждой модели).

Несколько секунд огню дают разгореться, чтобы «занялись» обрезки резины и изоляция проводов. Затем приступают к гашению. Задача — как можно быстрее сбить пламя. После очередного усмирения огня «агрегатоносителю» дают остыть. Затем обновляется вода, наливается порция бензина, подвешиваются провода, резиновый шланг, и вновь облачённый в защитный костюм испытатель подносит к «машине» факел.

Первый образец — порошковый огнетушитель ОП-1 из Витебска — сработал как надо. Он быстро потушил пожар, заодно засыпав огнегасящим составом полмашины. А всё потому, что подачу порошка было невозможно прекратить. И в этом — главный и, пожалуй, единственный недостаток этого огнетушителя. Теперь его нужно либо выбросить, либо перезарядить. В последнем случае в огнетушитель вновь засыпают порошок, а в специальный отсек вставляется баллончик с углекислотой.

Следующий огнетушитель — «безродный» порошковый ОП-1 — подвёл. Действуя в соответствии со схемой-предписанием, испытатель ударил его набалдашником об асфальт. Никакого результата. Второй удар, третий... Бедняга, присев рядом с догорающей машиной, продолжал отчаянно лупить огнетушителем оземь до тех пор, пока руководитель работ не дал команду погасить огонь большим «дежурным» огнетушителем. Что ж, не зря мы потратились на закупку трёх огнетушителей каждой модели: испытаем второй образец! Но не сработал ни второй, ни третий огнетушитель. В чём дело? Разобрав предательские огнетушители, эксперты обнаружили, что в них нет тех самых баллончиков с углекислотой... А без них ОП-1 — всего лишь муляж, годный разве что для предъявления дотошным инспекторам. Что это, халатность? «Нет, это преступление»,— ответили специалисты.

Огнетушитель ОП-1(з) из Торжка обуздал пожар моментально. А другим его важным достоинством испытатели признали то, что, погасив огонь, можно было остановить подачу порошка. При этом смонтированный около спусковой ручки маленький манометр показывает, хватает ли давления для повторного использования. В нашем случае этого давления хватило бы на тушение еще одного такого же пожара. Браво, «пожарный» из Торжка!

На очереди — питерский аэрозольный огнетушитель ОХ-1. Ох... Опасность произошедшего мы оценили не сразу. Как только содержимое огнетушителя попало в огонь, едкий, сковывающий дыхание белый дым моментально окутал пространство вокруг горящей машины. Спасайся кто может! Мы бросились врассыпную. И, жадно глотая свежий воздух, смотрели на то, как над горящей машиной поднимается ядовитое облако. «По-моему, это фосген или что-то вроде того, — задыхаясь, выдавил из себя один из испытателей. — Хорошо, что не в закрытом боксе работали, а то валялись бы уже трупами...»

К испытаниям следующего огнетушителя с «убийственным» именем Fire Kill мы приступили с удвоенной осторожностью. Что будет? Как оказалось, ничего. Вообще ничего. Ровно полминуты содержимое «убийцы огня» распылялось в очаг пожара. Пламя стало чуть менее ярким, но как только баллон опустел, оно заиграло, как ни в чем не бывало.

Решили облегчить задачу, залив в противень вдвое меньше бензина. Результат тот же. Точнее, никакого результата. Но, как выяснилось чуть позже, всё это — ещё не самое страшное...

Как вам нравится такое название огнетушителя — Fire Aid? Поясним: fire — это по-английски «огонь», aid — это «помощь, поддержка». Вот и пойми, что это — огнетушитель или воспламенитель? Если верить другим надписям, то огнетушитель. Но зачем тогда здесь же напечатано предупреждение «Не распылять вблизи источников огня!»? На всякий случай заглянули еще раз в товарный чек, который нам выдали в магазине. Огнетушитель.

Попытка сбить огонь обернулась светопреставлением: с утроенной силой пламя взметнулось к небу, обдав жаром всех вокруг. Будь перед нами реальный автомобиль, он сгорел бы дотла в мгновение ока. Может, это был напалм, и, случайно произнеся в магазине секретный пароль, мы дали понять, что пришли за «товаром»? Чума...

После таких потрясений огненные испытания трёх остальных образцов прошли буднично, даже скучно. Огнетушители Spegnifuoco, МАХ и Jupiter были признаны малоэффективными. Они не смогли справиться с очагом пожара ни когда полыхал литр бензина, ни когда количество топлива было уменьшено вдвое.

Шок! Только два из девяти купленных в розничной торговле огнетушителей смогли совладать со смоделированным пожаром. Работоспособность остальных образцов — да-да,именно образцов, а не огнетушителей — плачевна, а два «огнетушителя» вообще смертельно опасны.

Тут уместно отметить, что только на огнетушителях из Витебска, Торжка и Санкт-Петербурга мы нашли эмблемы Ростеста, говорящие о том, что этот товар сертифицирован. Ни один другой баллон таких отметок не имел.

Как они прошли через таможню? Как попали в торговую сеть? Почему на всё это закрывает глаза торговая инспекция?

И ещё. Вы когда-нибудь видели горящую после аварии машину? Я видел. Это была старенькая «трёшка» BMW. Говорили, что минут пять назад водитель ещё бился внутри, пытаясь открыть заклинившую дверь. Но у тех, кто остановился, чтобы помочь, не было нормального огнетушителя. Потом нашёлся.

Но было поздно.

Д. ШЕВЦОВ Фото автора

 

 

Статья из газеты «Авторевю», 2000г, № 23 стр. 28-30

 

Дополнения,

Статья была написана в то время, когда объём огнетушителя Правилами дорожного движения не нормировался. Напоминаю, что по действующим сейчас ПДД легковой автомобиль должен быть укомплектован порошковым или химическим огнетушителем объёмом минимум 2 литра.

Лично мне довелось проверять в действии торжокские огнетушители - углекислотные объёмом 10 литров и порошковый – 2 литра. Огонь тушат быстро и качественно, особенно ОП-2(з) – костёр диаметром около 70 см он загасил с одного «чиха».

На штатное место (у ног переднего пассажира) в «Газике» с трудом умещается ОП-2(з) или ОУ-2. Я бы порекомендовал для размещения огнетушителей использовать поперечную перегородку, к которой крепятся передние сиденья – и особо не заметно, и всегда под рукой.

И не забудьте, что порошковые огнетушители надо время от времени проверять и перезаряжать! По этой причине наиболее удобными следует признать торжокские ОП, поскольку давление у них контролируется манометром.

Фотографии здесь http://www.gaz69.ru/gallery/displayimage.p...=302&pos=22 и здесь http://www.gaz69.ru/gallery/displayimage.p...=302&pos=21

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
...

И не забудьте, что порошковые огнетушители надо время от времени проверять и перезаряжать! По этой причине наиболее удобными следует признать торжокские ОП, поскольку давление у них контролируется манометром.

...

Из-за специфики профессии тоже был опыт неоднократного использования огнетушителей на машинах Да, ОП нужно регулярно проверять, еще ОП нужно периодически хорошо встряхивать, хотя бы 1 раз в пол года. Порошок имеет свойства слеживаться, а это не есть хорошо. При использовании в машине огнетушители менее 2-х кг смысла нет использовать, их часто просто не хватает. Не даром ПДД сейчас регламентировали объем огнетушителей не менее 2-х литров. При применении ОУ в авто (огнетушитель углекислотный) стоит использоват не менее ОУ-4 или ОУ-5 (4 и 5 кг соответственно).

Для тушения огня требуется в основном три вещи:

1. сбить пламя.

2. прекратить доступ кислорода

3. охладить

ОП (огнетушитель порошковый) справляются с этим очень хорошо, при чем эти огнетушители способны тушить как ГСМ, сбивая пламя и охлаждая газом наполнителем (углекислотой), и одновременно засыпать порошком прекращая доступ кислорода, так и электрические цепи всвязи с тем, что состав ОП не является электороводным и по этому безопасен при тушении электроагрегатов до 1000 вольт. Такое ограничение по напряжению сделано не случайно, т.к. при напряжении более 1000 В возникает опасность так называемого шагового напряжения.

ОУ (огнетушитель углекислотый) то же хорош, за исключением того, что его действие заключается только в сбитии пламени и охлаждении углекислотой. По этой же причине он является чуть менее эффективным по сравнению с ОП, т.к. при воздействии на огонь он "бьет" только по двум факторам - сбитие пламени и охлаждение. По этому его и нужно имень не 2-х киллограмовый, а 4-5 кг. Единственное гарантированое приимущество ОУ только в том, что при наличии в нем давления он является безотказным.

Все остальные огнетушители при использовании в автомобиле просто неудобны из-за того, что редко бывают компактными.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
ОП нужно периодически хорошо встряхивать, хотя бы 1 раз в пол года. Порошок имеет свойства слеживаться, а это не есть хорошо.

На "Газике", при его прыгучести, порошку вряд ли удастся слежаться! :D

ОУ (огнетушитель углекислотый) то же хорош, за исключением того, что его действие заключается только в сбитии пламени и охлаждении углекислотой. По этой же причине он является чуть менее эффективным по сравнению с ОП, т.к. при воздействии на огонь он "бьет" только по двум факторам - сбитие пламени и охлаждение.

И ещё: пена не проникает внутрь пористых материалов, потому потушенное углекислотой сиденье стОит дополнительно пролить водой.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!


Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.


Войти