speedoff

Газ-М73 "Украинец"

5 сообщений в этой теме

В начале 50-х годов прошлого века в СССР набирала обороты программа по освоению целины. Для освоения новых сельскохозяйственных территорий стране была нужна специализированная техника. Причем, не только трактора, комбайны и грузовики, а и легковые автомобили для председателей колхозов, механизаторов, работающих непосредственно в полях и других сельских руководителей.

М-73 «Украинец» — советский полноприводный вездеход, разрабатывавшийся группой Георгия Моисеевича Вассермана на Горьковском автозаводе параллельно с М-72, но, в отличие от него, в серию не пошедший.

 

image_1.jpg

 

5.jpg

 

В декабре 1954 года было построено два опытных экземпляра — купе и пикап, их доводочные испытания проводились с 12 февраля по 22 марта 1955. За это время автомобили в общей сложности прошли по дорогам различного типа более 3,5 тыс. км, что позволило придти к определённым выводам в отношении их перспектив.

 

qra8r24awq2gy9bk7uqy.jpg

 

Если М-72 представлял собой сочетание кузова «Победы» М-20 и ходовой части ГАЗ-69, то у М-73 и кузов, и агрегатная часть представляли собой оригинальные разработки. Унифицирован с базовой серийной моделью «Москвич-402» был только силовой агрегат. Двигателя рабочим объемом 1220 см3 и мощностью в 35 л.с. для такого небольшого автомобильчика хватало вполне. Раздаточная коробка, подвески и ведущие мосты были спроектированы специально для этой машины, напоминая по конструкции уменьшенные варианты соответствующих агрегатов ГАЗ-69, но унифицированы по ряду деталей, главным образом — тормозной системы, с «Москвичом». Кузов автомобиля был несущим, имел простой и функциональный дизайн.

 

3.jpg

 

Обладая малыми свесами и короткой базой, этот автомобиль мог лихо преодолевать разнообразные препятствия и скакать по колхозным полям.

Также этому способствовал малый вес внедорожника (чуть менее тонны) и 15-дюймовые колеса. В длину ГАЗ М-73 получился всего 3,4 метра, что всего на 20см длиннее «Оки» (ВАЗ-1111).

 

 

1.jpg

 

Испытания выявили высокую проходимость М-73, особенно по рыхлым грунтам и снегу, где автомобиль превосходил М-72 — это объяснялось меньшей массой и использованием специальных шин с большой шириной и внедорожным рисунком протектора, что способствовало снижению нагрузки на грунт.

 

d377864s-960.jpg

 

107784.large.jpg

 

Между тем, обнаружил себя и целый ряд недоработок: так, негерметичность моторного отсека, кабины и тормозных механизмов снижали возможности преодоления заболоченных участков, а максимальная скорость в 85 км/ч оказалась избыточной для автомобиля такого назначения — в ходе последующей доработки её ограничение до 70 км/ч за счёт изменения передаточных чисел раздаточной коробки позволило увеличить сцепное усилие на колёсах и существенно улучшить разгонную динамику. Кроме того, вес автомобиля оценивался как немного избыточный, салон — как излишне тесный, а «москвичовское» 6-вольтовое электрооборудование — как менее надёжное, чем используемое на автомобилях ГАЗ, включая М-72, 12-вольтовое.

 

87l941XDCmk.jpg

 

Так как резервов производственных мощностей для организации серийного производства нового автомобиля Горьковский завод не имел, 2 июня 1955 года отраслевым министерством было принято решение передать проектирование и освоение М-73 на Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). Но там осваивать полностью новый кузов не стали, вместо чего на базе агрегатов М-73 создали полноприводные модификации серийных «Москвичей» — седан Москвич-410 и универсал Москвич-411, что позволило снизить себестоимость производства, но лишило автомобиль части заложенных в его конструкцию изначально преимуществ.

 

46pq9bvphhqz3r35lkiq.jpg

Изменено пользователем speedoff
14 пользователям нравится это

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Всё это очень интересно, а вот они как образцы остались в музее или нет, кто знает?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Всё это очень интересно, а вот они как образцы остались в музее или нет, кто знает?

http://autobuy.ru/page/-azlk   Половина экспонатов на Рогожском валу, лично видела, а в здании "Музея АЗЛК" был автосалон....сейчас стоит закрытое, ждёт новых владельцев.

http://wikimapia.org/279964/ru/%D0%97%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D0%B8%D0%BC-%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B0#/photo/2718207

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Думается, если на Оку поставить такие тапки, то она наверно поедет не хуже. :lol:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В 50ые не запустили в серию наверняка из за непрактичности!Авто пижонский,так вечерком к подружке на танцы в соседний колхоз по распутице...не более!45ку не зацепишь,дров и сена не наложишь..

2 пользователям нравится это

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!


Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.


Войти