Перейти к контенту
Конференция ГАЗ-69

tank-21

Больше года в клубе
  • Число публикаций

    46
  • Регистрация

  • Последнее посещение

  • Дней в топе

    2

tank-21 последний раз побеждал 23 Апреля

tank-21 - автор самых популярных публикаций!

Репутация

535 Очень хороший

О tank-21

  • Звание
    Любитель
  • День рождения 25.05.1972

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Москва
  • Интересы
    Коллекционирование номерных знаков.

Недавние посетители профиля

10 268 просмотров профиля
  1. Коллекционирование номерных знаков

    Ну да, восемь - но все равно запомнить сложновато, ИМХО. Прошло еще две недели. Потихоньку, по капельке, в коллекцию продолжают поступать номера. Это пополнение появилось благодаря обмену и покупке номеров у коллег по увлечению. А палитра знаков представлена, в основном, номерами Казахской ССР, причем и довольно интересными - будет рассказ о них. Тракторные прицепы "ЧЕ", "ХА" и "ХЕ" были найдены в Кустанайской области. Оттуда же растут ноги и у "белых" номеров основы "НЖ". Зачем на них нарисованы странные красные квадраты, говорите? Про них расскажу ниже. Пока подведем промежуточные итоги по другим номерным знакам. Всего два номера идут в зачет основной темы коллекции - расширения представленности типов регионов СССР. Это прицепной "ОМ" из Омской обл. и тракторный "ТЗ" из Тюменской. Теперь по этим областям осталось найти два и десять типов (из 18) соответственно. Номера серий "ЦР" и "КЩ" расширили представленность серий своих типов соответственно в Рязанской и Кировской областях. Но эти типы в коллекции уже были. Классный омский гос. "ОМС" резко улучшил состояние этого номера в коллекции. Тракторный прицеп "СП" из Северо-Казахстанской обл. показался интересным из-за взаимного положения символов, как бы более плотного, чем у других номеров такого типа. А один из первых типов номеров независимого Казахстана помимо красивого сочетания цифр еще и отличается шрифтом - с подобным немецким шрифтом это довольно редкие номера. А теперь, когда все точки над "И" расставлены, можно и поподробней про явно вдохновленные работами Малевича "красные квадраты". Помните про анти-алкогольную компанию 1985 года? В рамках борьбы с алкоголизмом, в том числе и резко усилили ответственность за управление автомобилем в состоянии опьянения. Повторное в течение года такое нарушение могло повлечь за собой тюремный срок. Это сейчас водителей у нас только лишают прав, не штрафуя. А в советское время были разные уловки, позволяющие избежать жесткого наказания. Например, работал человек водителем-профессионалом, или же по каким-то иным причинам (кто-то даже прикрывался якобы больными детьми) ему "очень нужно" было сохранить право управления автомобилем. Ведь в советское время слова "войдите в мое положение" произносились сплошь и рядом. И бывало, что "в положение входили", и закон поворачивался к нарушителю не задом, а боком. Так вот, некоторым особо одаренным людям, попавшимся пьяными за рулём, удавалось отделаться крупным штрафом, а не лишением прав. Но как в этом случае усилить контроль за такими водителями - как лишенцами, так и просто оштрафованными? Кое-где было решено выдавать им отличительные номерные знаки. В некоторых областях и республиках появились особые серии номеров, которые выдавали водителям-пьяницам. Первая буква таких серий обычно что-то означала. Так, в Эстонской ССР это была "оЕА" ("Опасный", в переводе с эстонского, да и по-русски тоже), в Литовской - "пЛК" ("Пьяница), в Волгоградской - "рВД" ("Рюмка"), в Удмуртской АССР - "яУД" (просто последняя буква алфавита "Я" обычно была очень далеко от текущих букв серии и сильно выделялась, а на местах ее расшифровывали как "Ядовитый"). В Казахской ССР же решили выделять номера пьяниц, нанося на них красные или желтые квадраты, или же окрашивая цветом весь номерной знак (рассказывали мне и таком). Причем при такой постановке вопроса легко было отметить и мотоциклетные номера, которых в других регионах специально для пьяных не вводили. По крайней мере такой информации нет. Хотя имеется, например, мотоциклетная серия "УДЯ", сильно отстоящая от других, и появившаяся как раз в конце 80-х годов - может и с целью отличать пьяниц, как и аналогичная легковая серия "яУД"? Хотелось бы получить больше информации по этому вопросу. Так вот, Казахстан. Попадался за рулем пьяница - получи "горчичник" в виде квадрата, закрашивающего букву номера. Только непонятно, выделялись ли для пьяниц какие-то четкие диапазоны определенных серий номеров, или же закрашивали номер, уже стоящий на автомобиле алкоголика? Я не впервые пишу о "пьяных номерах", но откликов на мои сообщения почти не было. Давняя это история, 30 лет уже прошло с момента их появления. Те, кто застал такие номера или сам был вынужден их получать, в Интернете сидят редко в силу возраста. А хотелось бы понять, как оно там было на самом деле. Пока картина выглядит так. Обычно номера пьяных серий выдавались на время лишения прав или же на какое-то время после штрафа, ведь повышенная ответственность наступала за повторное в течение года управление в нетрезвом состоянии. Знаки выдавали принудительно. Понятно, что желающих получать такие знаки было маловато. И наверное, по назначению выдавалось не более сотни таких номеров в серии. А заказывать приходилось полную емкость серии, т.е. 9999 комплектов номеров. В скором времени начались перебои с поставкой номеров в ГАИ. Поэтому практика выделения автомобилей водителей-пьяниц отдельными сериями быстро пошла на нет - номерные знаки этих серий стали выдавать всем без исключения водителям, лишь бы только хоть что-то использовать в условиях дефицита. Ну а пока я рад пополнить коллекцию двумя необычными артефактами, и рассказать о них Вам. Впервые подобные знаки Кустанайской обл. были предложены года два - три назад. Но тогда не удалось договориться - надо было забирать почти двести номеров сразу. Теперь эта страница закрыта. К сожалению, предложений поступает очень мало. Коллекция, увы, пополняется не так часто, как хотелось бы. Хотелось бы узнавать о любых ненужных номерах, с которыми читатели или их друзья готовы расстаться. Спасибо.
  2. Коллекционирование номерных знаков

    Спасибо! 9 цифр, на самом деле, совсем плохой вариант для запоминания.
  3. Коллекционирование номерных знаков

    Приход за неделю был небольшим, но подчеркивающим правильность философского закона о переходе количественных изменений в качественные. Всего-то три номера на фото, но наконец, к моей большой радости, вместе с достойным редким номером есть возможность рассказать и историю про него. Пока про те знаки, которые просто статистически расширили емкость коллекции сегодня. Тернопольская область УССР "поделилась" передним госом ("ТЕН"). Теперь в розыске 12 типов области. Бесфлаг 54 региона (Новосибирская обл) пополнил собрание этого подвида знаков РФ. Кстати, бесфлагов не поступало довольно давно, чуть ли не год. 46-й бесфлаг в коллекции. Не во всех регионах они были. Спасибо за обмены коллегам по увлечению! А вот теперь можно устраиваться поудобнее. Последний третий номер. Этот красный номерок когда-то был выдан на дипломатический автомобиль посольства России в Афганистане. Страна воюет, власти там, можно сказать, нет. Многочисленные полевые командиры бьются за сферы влияния, центральное правительство слабо. Разворошили в свое время вполне нормальную страну, превратившуюся в то пылающий костер, то в тлеющие, но готовые в любой момент снова загореться, угли. Что там говорить про полную технологическую отсталость и разруху? В этой ситуации лет 10 назад на автомобили посольства России надо было получить очередные пять комплектов номеров. Сочетания присвоили, но сами знаки отсутствовали. Поехал сотрудник нашего посольства на завод в Кабуле, где выпускались номера. Электричества нет, народ слоняется без дела уже который день. Пресс для изготовления знаков стоит в нерабочем состоянии. Посмотрел наш дипломат, и давай жечь глаголом сердца людей. Слова про афгано-российскую дружбу не оставили равнодушными некоторых работников. Привязали они веревки к бойку пресса, кто-то нашел десяток ранее вырубленных заготовок под номера. Набрали пуансоны, подняли на веревках вчетвером боек, подсунули набранные пуансоны и заготовки и бухнули, отпустив веревки. Десять номеров удалось выпустить. Правда, окрасочная линия не работала уже давно - ни краски, ни электричества, опять же. Поэтому пришлось красить номера в посольстве. Как это получилось, можно увидеть на фото, но лучше чем ничего. Это были последние пять комплектов номеров такого типажа, выпущенные в Афганистане. После этого, исходя из целей безопасности для иностранных дипломатов, им было рекомендовано устанавливать на автомобилях обычные белые номера, хотя в современном типаже 2004 г. красные дипномера тоже присутствуют и на фото из Афганистана периодически встречаются. Один из комплектов был закреплен на посольском КамАЗе, а потом с течением времени каким-то образом оказался в России. А потом мой друг, регулярно опрашивающий на предмет наличия номеров своих товарищей, узнал, что лежит номерок от КамАЗа где-то на полочке. Хозяин его, вернувшийся в Россию, в принципе, готов его подарить необычному коллекционеру. Что и было в кратчайшие сроки сделано. Теперь номер навечно осядет в моей коллекции, а другу и дарителю номера - мои глубокие респекты! Афганский номер стал дипломатическим номером 43-й страны в коллекции и 2955-м номером в общем зачете - где уж нам без статистики? Цифра в 3000 знаков потихоньку приближается. Хочется, чтобы этим знаком стал какой-то интересный предмет со своей историей. Буду рад любым предложениям.
  4. Коллекционирование номерных знаков

    На этой неделе хорошая традиция пополнения отсутствующих типов по регионам СССР продолжилась. Удалось неплохо продвинуться - большинство номеров на фото не замены по качеству и даже не новые серии в тех же регионах, а новые, ранее незакрытые типы. Но с другой стороны пополнение представлено номерами, зачастую не совсем интересными - тракторными, белыми прицепами и прочей жбонью. Но все равно они идут в зачет типов по своим регионам, а потому спасибо за обмен коллеге по увлечению! Начнем по старшинству. Знаки обр. 1965 года - желтые номера тракторов и тракторных прицепов. Они закрыли свои типы в Ульяновской (УЕ), Ивановской (ИВ), Рязанской (РЯ) и Брянской (БР) областях. Еще два номера - ведомственные. Серия "ЮС" Минводхоза является единственной, расширившей представленность серий этого типа номеров. А другая ведомственная, "ЩЮ" Минмясомолпрома, имелась для трактора, а теперь появилась и для тракторного прицепа. Знаки обр. 1977 г. представлены тремя типами. С тракторным "ШН" засада - принадлежность серии неизвестна. Вообще эти серии на букву "Ш" очень странные. Многие из них выдавались в нескольких регионах страны. Рекорд, принадлежащий одной из таких серий - вроде бы семь разных регионов. Почему так - загадка. Учет распределения серий в Гостехнадзоре не велся. Может быть, некоторые серии на "Ш" были ведомственными, ведь список министерств, за которыми были закреплены серии в далеком 1965 г, претерпевал изменения. Например, там нет Минавтошосдора, в то время как у этого органа должен быть приличный парк спецтехники. Нет и Минместпрома, Минкомхоза - все они прячутся за сериями "Других республиканских" или "Других союзно-республиканских" министерств и ведомств. Но одно дело Минфин с шестью единицами спецтехники на 1965 г. или Минюст, для которых серии не выделялось, а другое - ведомства с большим объемом спецтехники. Вообще, ведомственный учет тракторов, ведущий свою историю с 30-х годов, настолько странная для общей структуры регистрации транспортных средств вещь, что бардак в этой системе кажется просто предопределенным. Навести порядок удалось лишь с введением номерных знаков пост-советских государств. Например в России учет всей спецтехники, вне зависимости от ведомственной принадлежности, перевели в Технадзор, и с бесконтрольностью ведомственного учета спецтехники внутри каждого отдельного министерства было покончено. Впрочем, мы отклонились от темы. Таких неопознанных знаков у меня теперь четыре - "НЖ", "ЧЮ", "ФИ" и вот эти "ШН". Буду рад за любые сведения, где могли попадаться такие номера. А вот с другим трапециевидным номеров "МГ" все понятно - Могилевская обл. БССР. Пятый из восьми существовавших типов номеров обр. 1977 г. Осталось найти из белых лишь тракторный и тракторный прицеп. По черным номерам области ситуация куда хуже - из семи типов закрыты лишь автомобильные передний и задний. И последний на сегодня советский номер - передний гос. Ивановской обл. "ИВБ". В итоге, получаем такие результаты: Ивановская обл. осталось 7 типов (+2), Брянская - 5 (+1), Рязанская - 7 (+1), Ульяновская - 11 (+1), Могилевская - 8 (+1). Один номер на фото - иностранный. Итальянский мопед. Был такой уже, но в коллекции останется этот. Радует своей интересной говорящей серией, да и состояние неплохое. На сегодня итоги подвели. Но на самом деле хотелось бы получать больше предложений. С ними в последнее время как-то не очень. Спасибо всем, кто в этот и предыдущие разы откликнулся на тему, и в результате, коллекция пополнена. Число советских номеров в ней достигло 1800 штук - одним из них был номер на сегодняшней фотографии. Обрадуемся этой круглой цифре, и общей в 2953 номера. До нового года в коллекцию, бог даст, поступит юбилейный 3000-й номер. А потому приглашаю всех, у кого есть номера, к обмену или иным вариантам сотрудничества.
  5. Коллекционирование номерных знаков

    Опять здравствуйте! С одной стороны хорошо, что я могу написать в теме не черещз две недели, что было довольно регулярно в последнее время, а как и раньше - через неделю. Но с другой стороны снова хвалится особенно нечем. Большинство поступлений сегодня - это улучшение качества уже имевшихся знаков. Вот, например, номера обр. 1977 г. из Винницкой (ВИА), Хмельницкой (ХМА) и Житомирской (ЖИ) обл. Ведь были такие в коллекции? Были. Но качество было хуже. Хотя и не все поступившие идеальны. Бумажный транзит КША (Куйбышевская обл.) - тоже был уже. На обмен пойдет всего-то. Вот и получается, что у нас всего два действительно новых номера - это турецкий тракторный номер современного типажа и советский мотономер из Северо-Осетинской АССР. С появлением этого знака Северная Осетия из явного аутсайдера по числу имеющихся типов перешла на более приемлемый уровень. Теперь ищем 14 типов республики. Хуже дела из РСФСР только по Томской обл., ставшей единственным аутсайдером с теми же 15 типами знаков, что были и у Северной Осетии до прихода мотоцикла. Еще 14 типов нету только в Дагестанской АССР. По остальным регионам бывшей РСФСР ситуация получше - 12 типов в Сахалинской и Амурской обл., 11 - примерно в восьми регионах. А вот проблемы по областям Украинской и Белорусской ССР по-прежнему сохраняются. По той же Винницкой обл. не хватает 13 типов номеров, равно как и по Тернопольской, Ивано-Франковской, Волынской. Хуже по Закарпатской обл. - 14 типов. Еще хуже ситуация по Черновицкой обл. - там вообще 15 типов в розыске. Впрочем, три черновицких лежат и ждут своего часа у моего помощника в Запорожье. Потихоньку номера из Украины начали прибывать, что радует. И вообще радует поступление советских знаков. Кстати, в следующий приход можно будет отпраздновать очередной юбилей - 1800-й советский номер в коллекции. Так что на сегодня закончим, ждите меня в следующие выходные на том же месте.
  6. Коллекционирование номерных знаков

    Последний в сентябре этого года отчет по поступлениям в коллекцию будет почти полностью посвящен иностранцам. Тут лишь единственный советский номер. Но надо сказать, редкий. Итак, серия "ИНБ". Уверен, никто не видел такого номера на дороге. В нормативных письмах МВД России (напомню, свой стандарт номеров в РФ появился в октябре 1993 г., а до этого момента выдавались знаки советского образца) основа "ИН" числилась закрепленной за Республикой Ингушетия. Но никто никогда не видел ни одного живого номера. Считали, что "ИН" закрепили, но равно как некоторые другие основы серий - например московские "РХ", никогда не выдавали. Так считалось более 20 лет. Но потом питерский коллекционер получил от знакомых в Ингушетии бомбу - а именно комплект номеров для частников серии "бИН". Мало кто поверил, что это не подделка. Впрочем, у меня сомнений в подлинности не было. А когда удалось найти копию регистрационной карточки на этот автомобиль, последние сомнения у коллег по цеху рассеялись. Через некоторое время один из номеров перекочевал ко мне. Прошел год. Летом еще одному коллекционеру повезло найти несколько не выданных сохранившихся в Ингушетии знаков. Причем обнаружены были частники "аИН", "гИН", а вместе с ними на фотографиях мы увидели передние госы! Да еще и двух серий "ИНА" и "ИНБ". Сколько же номеров было в свое время выпущено? Как минимум, 3 серии частников (скорее, 4) и две легковых госов. Но почему они не выдавались? Неизвестно. Пока непонятно также, были ли другие типы знаков - задние, прицепные, мотоциклетные. Мы продолжаем наблюдение и надеемся на новые находки! А меж тем, один из госов поступил в коллекцию автора. Поиски иностранных номеров не сопровождаются подобными историями. Просто перечислим страны, часть из которых не самая частая - Филиппины (желтый), Южный Вьетнам (квадратный), Макао (серия МН), Бермудские о-ва (серия Р), Соломоновы о-ва (4 цифры). Если считать Южный Вьетнам как часть современной СРВ, то это не новое государство. А вот остальные четыре номера - новые государства в коллекции. Таким образом, их теперь стало 146. Было бы хорошо до конца года достичь 150 стран, но пока для этого нет предпосылок. Рассказывать про каждый из этих номеров мне особо нечего. С историей номерных знаков этих стран не знаком, история появления знаков в коллекции тоже особенного интереса не вызовет. На этом сегодня и остановимся. А через неделю на фото будет кучка ржавого металлолома. Заходите! Ну и предлагайте, если у кого-то что-то есть.
  7. Коллекционирование номерных знаков

    Редкий сегодня случай - я особо не знаю, что написать про номера, поступившие к этому обновлению. Вроде и большинство номеров редкие. И найти их непросто. Но вот они лежат, красиво отсвечивая краской, или наоборот, обращая внимание своей блеклостью или утратами. И что сказать? Ну, попробуем. Начнем, по традиции, с самого старого номера. Это у нас нижний военный знак. Выдан был он автомобилю 2 Белорусского фронта, который, видимо, закончил свой путь при битве за Кёнигсберг (современный Калининград). Там и был обнаружен. На черной краске фона сэкономили. На белой, похоже, тоже не сильно заморачивались, или она попросту выцвела. Но факт - вполне себе номерок военного времени поступил в коллекцию. Проблема в том, что он лишь улучшил состояние аналогичного военного номера, уже имевшегося у меня. А как было бы хорошо отметить поступление нового типа! Но увы. Ладно. Поехали дальше. Желтый мотономер. Стандарт 1946 года. Серия "ЮГ" - не какой-то там Юг чего-то, а вполне себе Московская обл. Ранее такой тип был представлен знаком серии "ЮВ". Но благодаря предложению хорошего человека смог расширить представленность этого типа по сериям. А так знак, конечно, оставляет желать лучшего - с утратой фрагмента, подварен, был приклепан к усилительной пластине. о чем явно говорят пять мелких отверстий, из них четыре по углам, а одно по центру. Пока и такой нам нужен, так что спасибо тому, кто его предложил. Ну и, собственно, всё. Еще три номера - самая что ни на есть современщина, военные номера РФ. Прицеп, мотоцикл и трактор. Все на 77 регионе (Московский военный округ, вестимо). Мотономеров в 77 регионе было выдано вроде как три - не пользуются спросом теперича у нас мотоциклы. ))) Есть еще и автомобильный 77 им в комплект - так что выглядеть где-то на стеночке они будут красиво. Интересно, будут ли выдавать уже изготовленные мотономера до исчерпания складов? Или же, когда в следующем году утвердят новый ГОСТ, напечатают новые знаки? Мне придется искать целую кучу новых типов - новинок в ГОСТе много. Не изучали? Тогда давайте расскажу. Самым важным является появление номеров в двухстрочном исполнении размером 290х150 мм для заднего знака на японских, американских и прочих автомобилей (типа УАЗ-469). Размерность номера подбиралась такой, чтобы он влез в проем любого из трех типов автомобилей - японца, американца или ретро-автомобиля пр-ва СССР. Конец мучениям людей на Дальнем Востоке и джиперам, у которых номер типа 1 длиной 520 мм выпирал за габарит. Появляются два подвида этого нового типа 2 - с двухзначным и трехзначным кодом региона. Автор будет весьма рад, когда это будет окончательно утверждено, ведь он причастен к появлению этого типа номеров. В этом же формате будут производится и номера для классических и спортивных автомобилей. Только с их выдачей придется подождать подольше - соответствующие изменения в правилах регистрации пока еще не подготовлены. Отрадно, что ГОСТ корректируют с учетом изменений, которые произойдут в будущем, а не делают это, как иногда происходит, постфактум. А еще для спортивных и классических автомобилей предназначены свои стандартные номера однострочного исполнения. Теперь про мотоциклы. Парус из пластины, разработанной в 1993 г, уходит в прошлое. Новый номер (теперь это будет тип 6) уменьшится - 230х125 мм. Такого же размера будут номера мотоциклов милиции, военных, спортивные, классические. А еще появится знак для мопедов - 177х125 мм, побольше советских, но вполне приемлемый. Только тоже придется подождать, пока выйдут правила регистрации мопедов, скутеров и т.п. В общем, автора ждет трудная работа. Сейчас все номерные знаки российского образца по типам в коллекции собраны, хотя и хочется расширить собрание подвидами номеров для иностранцев с различными буквами. А сколько нового придется искать... Но думаю, мы с этим справимся. Ведь справляемся, хотя и потихоньку, с поисками новых типов советских номеров, и новых иностранцев. В следующий раз мы уделим основное время как раз таким номерам - в коллекции автора уже появилось 4 новых государства. Подождите недельку.
  8. Коллекционирование номерных знаков

    Неожиданно затянувшаяся пауза в опубликовании отчетов о пополнениях в коллекцию, наконец, завершена. Правда, за эти недели приходов почти не было. Ввиду решения различных задач хвалиться почти нечем. Начнем, однако, с немногого, что появилось. Приход, в основном, представлен номерными знаками Бурятии. В советское время это была Бурятская АССР с основой серии "БУ" для номерных знаков как 1958, так и 1977 г. А сейчас это регион "03". Регион отдаленный, не сильно населенный, номера оттуда мне поступают редко. И если бы не постоянные поиски коллеги по увлечению автомобилями ГАЗ, то вряд ли я продвинулся бы за эти годы, закрыв вместо 15 - уже 11 типов, с учетом прихода нового типа - нечастого для этого региона мопедного номера. За компанию и положу современный знак 03 региона сюда. Он, также как и два других черных советских типа, улучшился по состоянию. Два иностранных номера для своих стран довольно интересны. Начнем с номера Украины - специальный тип знаков для добровольцев, помогающих армейским соединениям в зоне АТО, был разработан ввиду того, что создаваемые стихийно отряды зачастую устанавливали на свои транспортные средства номерные знаки, которые несли на себе различную символику и зачастую стихийную нумерацию. Для правоохранительных органов невозможно было бы установить, что автомобиль какой принадлежности, к примеру, нарушил правила, и как найти его владельца. В качестве дополнения к стандарту были введены новые номерные знаки типа 9.1. - для добровольческих батальонов и волонтерских организаций, что помогают войсковым. Номера изготавливаются из пластмассы, имеют "защитный" цвет поля (в то время как у армейских номеров поле черное). Первые две буквы означают региональную привязку. Мой номер получен из Львова, логично что на нем серия "ЛВ". Тоже зеленый фон - у знака Катара одного из прежних форматов. Более широко представлены такие номера пятизначными знаками, у которых слева поле имеет больший размер. В нижней части обычных номеров есть указание типа транспортного средства - в моем случае "PRIV.TRANS". Видимо, при появлении 6-значных чисел для нумерации, поле это были вынуждены сократить, и уменьшили надпись до "PRIV.T" Знак, конечно, в печальном состоянии. Но катарские номера - нечастые гости в коллекциях, а потому мне был интересен знак и в таком виде. Это знак формально обр. 1983 г, выпущен он, наверное, в 90-е. В 1997 г. вышел новый тип с белым полем и надписями на арабском языке. Более новый номер - довольно интересный, на мой взгляд, типаж. Выглядит антуражно с отсутствием надписей на английском. А у нас пока более печальный и стандартный для этих лет знак Ближнего Востока. Но это пятый тип номеров Катара в коллекции. Хотя я и не ставлю задачу собрать все номера этой страны по типам, в Катаре до 1983 г. были довольно интересные номера - иногда литые (что, в целом, характерно для Ближнего Востока), иногда поле выглядело как флаг страны с нанесенным на пластину порядковым номером. Фотографии таких номеров были присланы из Катара на этой неделе, но чисто посмотреть - хозяин с ними не спешит расставаться. На этой ноте и закончим на сегодня, а на следующей неделе покажу те знаки, с которыми хозяева все же расстаться решили, и теперь они будут радовать меня, видимо, довольно долго.
  9. Коллекционирование номерных знаков

    Копаясь в архивах в поисках информации о номерных знаках, приходится перелопачивать массу данных. При этом натыкаешься и на интересные сведения, к номерным знакам совершенно не относящиеся: о неизвестных страницах автомобилестроения, особенностях состава автомобильного парка в разные годы и т.п. Одна из этих тем – история Военной автомобильной инспекции (ВАИ). Никто не занимается целенаправленным сбором материалов по этой теме. Предлагаемый сегодня, в день 75-летнего юбилея ВАИ, материал, призван хоть немного осветить историю первых лет службы. Сбор материалов для его написания в Центральном архиве Министерства обороны (ЦА МО) занял около полутора месяцев, что недостаточно для полноценного исследования. Поэтому автор на полноту не претендует и готов поделиться источниками своих изысканий с тем, кто захочет продолжить (а точнее у кого будет допуск – начиная с 1946 г. материалы не рассекречены). Полная версия этой статьи будет опубликована в сентябре в одном из периодических изданий, а в Интернете публикуется сокращенная. Итак, ВАИ. Любой военный автомобилист знает, каков сейчас авторитет у этой службы. Гражданские водители сталкиваются с Госавтоинспекцией. Разница есть, но в целом эти родственные службы имеют одинаковый функционал. Но так было не всегда. Зарождалась ВАИ как небольшая структура в составе Автомобильно-дорожного управления (АДУ) Красной Армии, созданного в июле 1941 г. Ситуация на дорогах в тот момент описывается приказом НКО от 1 августа 1941 года №0260 «О неправильной эксплуатации и сбережении автотракторного парка КА» так: «учет машин в войсках не ведется. … Машины эксплуатируются неправильно. … Порядка на дорогах нет…, водители не выполняют правил движения». Приказано навести порядок в учете, организовать службу регулирования и т.п. Возложили эту обязанность на АДУ КА, которое в июле 1942 г. было реорганизовано, а 26 августа 1942 г. вышел приказ №0101 по Управлению - из нескольких разрозненных отделений создается Военная автоинспекция. Эту дату принято считать Днем Рождения ВАИ. Впрочем, тогда основная работа по регулированию, в основном, возлагалась на дорожно-комендантские участки военных автомобильных дорог (ВАД), а также войска НКВД по охране тыла. На основных автодорогах была создана система контрольно-проверочных пунктов. Основная задача этих КПП – поиск диверсантов, дезертиров и прочих лиц, незаконно пытающихся проникнуть в тыл. На КПП могли остановить любой автомобиль, кроме имевших специальные пропуска без права проверки. КПП выставлялись не только силами войск НКВД и дорожно-комендантских участков ВАД, а также и других сил. Для упорядочения работы КПП в августе 1943 г. была утверждена специальная инструкция. Эта работа силами ВАИ не велась. ВАИ не обладала необходимым штатом для этого. Однако, по инициативе отдельных командиров, понимавших важность соблюдения правил уличного движения и иных требований к военным автомобилям, иногда во фронтах создавались полноценные органы по надзору за военным автотранспортом. Так, на Ленинградском фронте постановлением Военного совета была создана Объединенная автоинспекция – в состав ГАИ УРКМ НКВД СССР была включена военная группа. Для этой цели из резерва Авто-бронетанкового Управления (ГАБТУ) и Краснознаменного Балтфлота Госавтоинспекции была придана группа из 80 командиров. ОАИ занималась проверкой существующих приказов и директив в области автотранспорта. Наибольшее число нарушений, однако, было связано не с несоблюдением правил движения, а с неправильным оформлением документов на автомобили и груз, отсутствием номерных знаков, нарушением правил светомаскировки. Всего с 14 по 30 ноября был проверен 4031 автомобиль, и 1403 из них задержано за нарушения. А за период с 14 ноября по 31 декабря 1942 г. было проверено машин 18 790, выявлено нарушений 3806, из них 1830 – технические неисправности, 1220 – по светомаскировке, 563 – по эксплуатации и 193 – нарушения правил уличного движения. Тем не менее, в 1943 г. как нештатное формирование, ОАИ Ленфронта была расформирована. Но мало где так жестко подходили к вопросу контроля военного транспорта. Статистика была пугающей: за январь – август 1943 г. число катастроф на ВАД составило 4960, в них пострадало 5500 человек, из которых до 1200 было убито. В июне 1943 г. автотранспортное управление с входившей в его ведение ВАИ было передано в ГАБТУ (позже разделено с выделением Главного автомобильного управления), где ВАИ и оставалась до декабря 2011 г. Утвержденный Начальником Тыла КА генерал-лейтенантом Белокосковым перспективный план осуществления мероприятий по ГАВТУ КА предусматривал на первый квартал 1944 г. разработку положения о введении Автомобильных инспекций во фронтах. Задачи ВАИ в этом проекте: автодорожный надзор, контрольно-следственные действия, учет и анализ аварий, агитационно-массовая работа, а также регистрация и учет военных ТС, перекликаются с некоторыми из задач Госавтоинспекции. Но формирование ВАИ на местах решили отдать на уровень фронтов, которые сами определяли порядок формирования инспекций и утверждали положения о них. Где-то этому уделяли большую роль. Например, в Дальневосточном фронте была сформирована инспекция, которая начала бороться с вольницей на дорогах. Там к работе было «привлечено 260 внештатных инспекторов технадзора, развернуто 70 постоянно действующих КПП Дорожно-комендантской службы». Весьма жестко работала восстановленная ВАИ в Ленинграде. Но так было не везде. Требовалось создать единый подход к функционированию ВАИ, воспользовавшись опытом лучших фронтовых инспекций. Это требовало времени, которого в боевой обстановке не хватало – численность автослужбы была недостаточной, да и с приближением Победы ряд проблем перестал бы существовать. Видимо из-за этого первоначальный план создания полноценных инспекций по образцу ГАИ при автоуправлениях фронтов (округов) к весне 1945 г. свелся к организации ВАИ на внештатной основе. Первоначально проектом предусматривалось, что «ВАИ имело своей задачей: а) борьбу с автодорожными происшествиями, нарушениями правил уличного движения и проведение профилактических мероприятий по сокращению аварий и катастроф; б) контроль за правилами рационального использования военного транспорта; в) ведение следствий по делам аварий и катастроф …; г) задержание воинских машин грубо нарушающих правила эксплуатации …; д) сбор и хранение задержанных машин …; е) количественный и качественный учет автомашин, принадлежащих частям …; ж) выдача технических паспортов на автомашины в соответствии с приказом начальника тыла КА №221-44.» (пунктуация оригинала сохранена). Но согласно утвержденному лишь в августе 1945 г. положению внештатные военно-автомобильные инспекции формировались из числа наиболее подготовленных офицеров и сержантов автослужбы, работавшими в ВАИ по совместительству. Даже начальник ВАИ фронта или округа совмещал работу со своими прямыми обязанностями по должности. Причем во главу угла теперь была поставлена не безопасность движения, а «контроль за эксплуатацией и техническим состоянием воинского автотранспорта во время пребывания его в части». Другими задачами стали «борьба с автодорожными происшествиями и нарушением правил уличного движения личным составом воинского транспорта» и «наблюдение за порядком и дисциплиной шоферского состава во время нахождения его с машиной на трассе или улице». Конечно, такая структура не могла в ежедневном режиме осуществлять полноценный контроль и работала периодически, по утвержденному графику 1 – 2 раза в месяц выходя на проверки в части или на автодороги. Таким образом, авторитетной и полновесной службой в первые годы своей истории Военная автоинспекция не стала. Жизнь, тем не менее, ставила перед автослужбами фронтов (затем – военных округов) множество задач, которые удобнее было бы решать при наличии полноценной и подчиненной руководству округа или же более высокому начальству военной автоинспекции. Создание службы прошло через целый ряд проб и ошибок. Но этот путь привел к созданию работоспособного и авторитетного органа, ставшего с декабря 2011 г. частью Главного управления военной полиции РФ. Ответственность ВАИ сейчас распространяется на регистрацию и проведение технического осмотра военных автомобилей, контроль за движением военных автомобилей и воинских колонн на автодорогах, их сопровождения, обеспечение допуска военных водителей к дорожному движению, ведение административной практики, проверку воинских частей по вопросам предупреждения дорожно-транспортных происшествий, учет происшествий как с военными, так и с личными автомобилями военнослужащих, пропаганда безопасности дорожного движения, дорожный надзор и т.п. Служба ВАИ остается важной и сейчас, и при необходимости координируется с коллегами из Госавтоинспекции. Если у вас есть знакомый военный автоинспектор, поздравьте его – может он и не подозревает, что его служба отмечает юбилей. Попытки придать сегодняшнему дню официальный статус праздничного дня, наравне с Днем рождения Госавтоинспекции, отмечаемом в России 3 июля, не удался. Минтруд и Минфин посчитали, что праздников у нас и так хватает. Номерам сегодня мы уделили немного времени. Приходы были, но их покажу через неделю.
  10. Коллекционирование номерных знаков

    Спасибо. Стараемся. Обновления коллекции в последнее время происходят пореже чем хотелось бы. Тем более радостен приход каждого номера, который получается раздобыть. Это пополнение представлено, в основном, иностранными номерами. С них и начнём. Одним номером пополнилось собрание Молдовы. Транзитный знак старого образца ("Т-т") с приклепанным металлическим гербом - как ни странно, попадается реже обычных номеров Молдовы. Тот случай, когда транзиты достать несколько сложнее, чем обычные номера. У меня этот тип был представлен более поздним исполнением с символами красного цвета и синей полосой. А этот знак более ранний. Один номер пополнил собрание Украины - мопедный номерок (серия "ВН АА") выглядит игрушечным. Найден он был на приемке металла. Вероятно, это был производственный брак - при нанесении символов что-то пошло не так, образовалась полоса справа. Знак явно не устанавливали. Поверх него современный мотоциклетный номер из Сербии, а еще выше - испанский тракторный номер обр. 1971 г. Все эти иностранцы были куплены случайно (спасибо предложившим их людям), но за ними не стоит никаких интересных историй. А вот номер из Зимбабве уже с историей - один из моих друзей попросил своих товарищей привезти сувенирчик для моей коллекции - и таковой в виде дипломатического номера российского посольства вскорости был вручен счастливому коллекционеру. Также обладает для меня историей и комплект черных номеров серии "FC". Начнем с того, что это лишь второй и третий номера Португалии в коллекции. Кроме того, знаки были подарены одним знакомым. Он снял их со своего автомобиля, фотография которого случайно попалась мне на просторах Живого Журнала. Вот как это смотрелось на машине, медленно покидающей XXII Олдаймер-Галерею И. Сорокина: (c) Реквизиты автора в правом нижнем углу фото Теперь замечательный "Жук" остался без своих родных номеров, перешедших в мою коллекцию, за что спасибо больше его хозяину! В заключение про СССР. Тут пара советских номеров - частник из Ивано-Франковской обл. выездной серии ("тОС") и подмосковный велосипедный номер ("МВ"). На этих номерах задерживаться смысла нет - частник пополнил новой серией собрание своего региона, которое не часто обновляется (надо найти 13 типов из 18), а про велономер попросту нечего сказать. Только примерно можно относить его к 1990 - 1991 гг. Тогда я прочел в какой-то газете, что власти Московской обл. хотят в очередной раз попытаться навести порядок в регистрации велосипедов и мопедов. Но чем регламентируется выдача номеров, как их получить - ничего этого в заметке не было. Мои попытки узнать, как можно зарегистрировать велосипед, успехов не имели. Хотя летом в Одинцовском р-не я видел пару раз аналогичные номера серии "МА", начинающиеся с цифр 33. Потом оказалось, что серий больше - есть не только "МА", но куда делось такое количество номеров, неизвестно. На дорогах Московской обл. они попадались раз в пятилетку. На сегодня всё. Жду предложений, пишите пожалуйста.
  11. Коллекционирование номерных знаков

    Доброго всем времени суток! Ну что, продолжим знакомство с новинками? Я анонсировал на прошлой неделе отличный приход - и он такой и есть. В коллекцию попало сразу два не самых частых типа советских номеров. Это появившиеся во середине 70-х номера нерезидентов с 6-ю цифрами. Примерно с 1981 г. этот тип сменялся новыми номерами серии "Н" на желтом фоне. История этих знаков прослеживается довольно глубоко. Шведский коллекционер, лет которому больше, чем 99% читающих этот текст (достаточно сказать, что номера он начал собирать в конце 50-х) лет 5 назад задумался о том, что советские номера из коллекции надо передать достойному человеку на их исторической родине. Выбор его пал на одного из наших известных в мировой коллекционерской тусовке моих коллег по имени Александр. Достаточно сказать, что года три назад Александр получил гран-при одной из Конвенций коллекционеров номерных знаков за свой редчайший номер дипломата из Тувалу. Вот Саше швед и предложил забрать комплект редких советских номеров по весьма сходной цене. Александр, конечно же, согласился. О таком приходе узнал и я. Но все попытки как-то выменять номера были тщетными. Александр переключился на собирание исключительно дипломатических номеров, довольно быстро собрав практически всё доступное. А недоступное - оно на то и недоступно, найти его сложно. А чтобы еще и в нескольких экземплярах на обмен... В общем, ни у кого достойного обмена не находилось. Номера все эти годы украшали выставленную часть коллекции на стене московской квартиры. Шведский же коллекционер примерно в то же время решил переехать в теплые края и поселился близ Барселоны. Недавно и я там побывал, и конечно, мы встретились. Я посмотрел на отличную коллекцию, включающую номера государств, которые существовали в 60-е, но сейчас их найти нереально. Александр способствовал нашей встрече. После моего отпуска мы договорились встретиться и обсудить с Александром один важный вопрос. Он приехал ко мне домой. Да приехал не с пустыми руками. Вы догадались, что в них было? В общем, жена сказала, что я так вопил от радости, что нарушил послеобеденный сон и её, и ребенка. В итоге основное направление коллекции - СССР по типам, закрылся на еще два редких номера. Супер! В советское время иностранцы для ГАИ были поделены на несколько категорий. Главной из них, наиболее неприкасаемой, были дипломаты. Они на машинах с конца 60-х гг имели белые номера из пяти цифр с первой буквой "D". Менее защищенными различными конвенциями были иностранные корреспонденты. Они имели номера с первой "К". Еще были представители иностранных фирм. банков, а также граждане иностранных государств, прибывшие в СССР по межправительственным соглашениям на работу, учебу и т.п. Их номера были с первой буквой "М" и с теми же пятью цифрами. Техпаспорта на такие автомобили не выдавались. Но были еще иностранцы и лица без гражданства, которых "занесло" в СССР в качестве проживающих по виду на жительство, например члены семей иностранных коммунистов. Были и интернациональные браки, когда один из супругов имел советское гражданство, а второй был иностранцем. Часто такие семьи решали поселиться в Союзе. Существовали также случаи, когда в СССР приезжали на учебу студенты или аспиранты, но не в рамках межправительственных соглашений. На машину или мотоцикл такого иностранца выдавался техпаспорт и номер серии "М" с шестью цифрами. Автомобильные номера и появились теперь у меня в коллекции. По сравнению с этим меркнут все остальные номера прихода - и приличный задний номер обр. 1936 г. из Ленобласти (передний этой серии у меня также есть), и три номера Узбекистана (правда в коллекции останется только квадратный - задний от грузовика), ну а остальное, конечно, вообще близко не лежало. Транзит Германии в виде овала (такие применялись примерно до середины 80-х) и Финляндии старого образца на черном фоне, тракторный номер министерств и ведомств РСФСР - это уже не очень ценные номера в таком ряду. В общем, с появлением этих двух типов мало того, что расширилась представленность разных типажей советских номеров, еще и исполнилась давняя мечта. Теперь в этом ряду найти бы аналогичный мотономер, а еще нужны знаки с пятью цифрами серий "К" и "М". Будем работать. Прошу помогать предложениями!
  12. Коллекционирование номерных знаков

    После почти что месячного перерыва наша трансляция, наконец, продолжается. Правда, отпуск, предшествовавшее ему оживление на работе помешали полноценно заниматься коллекцией. Впрочем, хоть какая-то движуха была. Вот результаты. До 11 типов сократился поиск по Калмыцкой АССР. Раньше, чем задний гос, отложенный давно коллегой, пришел из Челябинской обл. от другого коллекционера на обмен прицепной номер Калмыкии - серии "ЦК". Хорошо? Да, неплохо. Такой же брянский прицеп обр. 1977 г. серии "БС" пришел от другого коллекционера вместе с тракторным "БР" - тоже, как Вы уже догадались, оттуда. Минусуем два типа из Брянской области, теперь в поиске 6 типов номеров. Поиски по Челябинской обл. благодаря приходу мопедного номера сократились до 4 типов. А по Белоруссии отвоевали у пустоты два типа - по одной для Гомельской и Гродненской областей. Для первой пришел прицеп 1958 г. "ГТ", для второй - трактор "ФЩ", правда подубитый. Теперь в розыске соответственно 10 и 8 типов. Номера серий "ОТЕ" и "аБШ" расширили представленность серий внутри своих регионов - Гомельской обл. (выездная серия) и Башкирской ССР (в основе было выдано четыре серии по первым буквам). Обращает на себя внимание кривой шрифт последнего номера, но это было с завода. А вот толщина номера и рельеф символов уж очень незначительны. Прежний обладатель даже задавал вопрос, а не самоделка ли это. Достоверно не знаю, но судя по фото, вся серия БШ выпускалась на каком-то непонятном заводе с криворукими чертежниками штампов. А вот насчет толщины помогли бы отзывы читателей - вдруг у кого есть номера этой или других серий в основе. Вот и сравнили бы ощущения. Кратко подведем итоги полугодия. На полный отчет нет времени. Прибавления по основной теме коллекции - типы СССР, были небольшими. В плюсе лишь сломанный транзитный номер обр. 1936 г. Впрочем - пополнение одним таким номером за полгода можно признать удачным, даже несмотря на состояние номера. Также не блистала вторая основная тема - представленность регионов. Удалось лишь незначительно нарастить число номеров из разных мест. Правда, закрылся полностью всеми существовавшими типами еще один регион - Хакасия. Неожиданно прибавились лодочные номера. Неплохо прирастала представленность иностранных государств и территорий - число их перевалило за 140. Впрочем, это вторично, да и число стран в моей коллекции мало по сравнению с иностранными корифеями. Есть куда стремиться. Сегодня на этом всё. Встретимся дней через 10. Знаю о чем рассказать, вчера получил неожиданный подарок. Начало нового полугодия стало ударным. Но об этом в следующий раз.
  13. Коллекционирование номерных знаков

    Неделя идет за неделей. Иногда номеров приходит больше, иногда меньше - как сейчас. Но есть о чем рассказать, и это радует! Основу прихода составляют номера СССР. Отметить из них надо частника обр. 1977 г. серии "бТГ". Это Тургайская область Казахской ССР - одна из самых малонаселенных областей Казахстана. На 1983 г. население составляло около 300 тыс. человек - негусто для области. Для сравнения, в подмосковном Подольске население приближалось к двумстам тысячам. Область впервые появилась в 1970 г, но затем была расформирована в 1988 г. В 1990 году ее восстановили, но в 1998 уже в современном Казахстане - снова ликвидировали. Номера Тургайской области - одни из самых редких на советском пространстве - было выдано всего-то две серии частников. Даже госов было больше. Гос в коллекции появился несколько лет назад. Сейчас закрыт и частник. Спасибо за обмен коллеге! Один из читателей - наш формучанин father обратил внимание, что на работе есть не очень нужные номера. Их на предприятии по переработке металла собирал и развешивал на стенах его коллега. Мне были присланы фото. Номеров разных типов было меньше десятка, и еще около 5 - 7 знаков было как на фото. Даже среди этого совсем небольшого числа два номера меня смогли заинтересовать. Расскажу, в чем дело. Спецтехника серии "ЗЯ" должна перемещаться по дорогам Украинской ССР. Серия была выделена для республиканских министерств и ведомств. В их число могли входить Минместпром, Минкоммунхоз и прочие местные органы исполнительной власти. Но дело-то происходит в Московской области! Откуда здесь знаки Украинской ССР, осталось непонятным. Их нашли около десятка, на технику никогда не устанавливали. Вероятно, кто-то мог сдать эти номера на металлолом, но согласитесь, что они обнаружены далековато от мест своего базирования. Впрочем, с этим я уже встречался. В коллекции есть афганский номер, обнаруженный на металлоприемке в Псковской области. Может быть, конечно, серию выделили повторно - такое случалось. Но до сих пор никаких свидетельств обнаружения знаков "ЗЯ" в Московской области или где-то неподалеку не было. Непонятно. Я люблю разгадывать такие загадки, но тут надо просто запастись временем. Номера father подарил, за что ему большое спасибо еще раз! А газ69.ру продолжает подтверждать репутацию самого отзывчивого форума! Другой давний корреспондент, владелец ретро-автомобилей, прислал несколько номерных знаков Новосибирской области. Наиболее интересные для коллекции - передний номер основы "нс", который не был представлен в этом типе, и знак того же типа с интересными цифрами 00-02 в уже имевшейся основе "нб". Как было сказано, номер был найден в запасниках бывшего сотрудника ГАИ. Может быть, стоял на его автомобиле? Сочетание с цифрами "02" (если кто забыл - номер телефона милиции в СССР и недавнем времени в России) вполне вписывается в эту версию. Под конец остались два знака с Ближнего Востока. Снова Оман - нового типажа. Уже четвертый знак в коллекции. Пришли такие же и на обмен, правда состояние хуже. И один из Дубая. Экспортный транзит в коллекции был, но останется теперь именно этот знак. Я рассказываю своим друзьям и знакомым об увлечении, а они, в свою очередь, иногда говорят о нем и своим контактам. Иногда я благодаря этому пополняю коллекцию. Вот и тут по цепочке пришел номер Дубая. Он был подарен совсем незнакомым человеком. Благодарить, впрочем, следует двух человек, что я и делаю с удовольствием. Номеров на неделе было негусто, а в следующую субботу я вообще не выйду на связь. Лето, пора отпусков, вот и я отъеду дней на 10. Но письма пишите, предлагайте, мне интересна любая информация о номерах.
  14. Коллекционирование номерных знаков

    Когда я писал о приходе знаков в коллекцию на прошлой неделе, испытывал сомнения, что смогу снова через неделю отчитаться о новинках. Предпосылок для этого, в общем-то, было не очень много. Но все получилось. Более того, есть о чем рассказать: и новые государства появились, и по советским номерам информация расширилась. Итак, с советских и начнем. На фото представители четырех поколений номеров СССР. Ржавый квадратный номер серии "АН", которая не очень видна - номер обр. 1936 г. Посеченный осколками артефакт - свидетель боев 1941 г. неподалеку от Москвы, представленность серий или регионов не расширил. Серия такая была в коллекции, но на переднем номере. Но все же знак куплен не зря. Я лишь второй раз встречаю номер такой толщины - он изготовлен из стали толщиной не менее 1 мм. Это позволит отреставрировать его без каких-либо больших проблем, в отличие от других представителей стандарта, которые выпускались из металла толщиной менее полумиллиметра. Но работы будет много. Трещины и утраты на номере присутствуют. Следующий стандарт, 1946 года, представлен мотоциклетным номером серии "ХП" из Коми АССР. Закрыт девятый тип области- мы остановились точно на экваторе. Чем этот номер интересен? Он пришел очищенным до металла. Но металл не простой. Сталь с обмеднением толщина пластины при этом тоже резко отличается от большинства знаков 1946 г. Когда мне попался первый такой номер, я посчитал его хорошей подделкой. Второй зародил сомнения в справедливости оценки первого номера. Но третий знак на обмедненной пластине уже никаких сомнений не оставляет - все номера из разных регионов, разных серий, а у коллеги по увлечению, с кем произвели обмен, тоже есть около 20 номеров 1946 г, из них еще как минимум один - на пластине аналогичной толщины и покрытия. Зачем это делали? Вероятно, номера, изготавливавшиеся в первые годы, часто трескались. На мотоциклах не было кронштейнов для крепления номеров, поэтому они устанавливались на винтах, расположенных по продольной вертикальной оси к крылу. Возникали изгибающие напряжения, приводившие к трещинам. Наверное, этого хотели избежать увеличением толщины пластины, а для борьбы с коррозией применили обмеднение. Недешевый способ, однако. Легче было ввести на отечественных мотоциклах планки для крепления номера внизу, что и было сделано в конце 50-х гг. Номера обр. 1958 г. представлены двумя прицепными номерами из Эстонии - "ЕН" и "ЕЕ". Интересной особенностью эстонских номеров была смена основы. Если в 1958 г. за Эстонией была закреплена "ЭС", то не дожидаясь выдачи всех серий, в середине 60-х была выделена основа "ЕА", ближе к написанию названия на национальном языке EESTI, правда знаки в ней выдавались все равно как с буквами кириллического алфавита ("ЕАБ"), так и совпадавшими с латинскими. Для эстонцев это было проблемой. Делопроизводство в республиках Союза ССР велось на национальных языках, правда в этом были нюансы. Но Эстония очень просила выделять серии номеров из одинаковых с латинскими буквами. Отсюда и вторая основа "ЕА", и тракторные "ЕВ", "ЕЕ" и т.п. Да впрочем, серии с первой "Э" перекрещивались бы с выделенными для министерств и ведомств СССР. А вот Латвии и Литве не удалось получить такие серии - латинской L в кириллице не было. Поэтому серии LLA, LTЕ, LAA и другие появились лишь при развале СССР. Латвия в сегодняшнем обновлении тоже не осталась без представителя - да какого! Номер "Спорт" в таком сохране может являться украшением любой коллекции. Номера эти, довольно нечастые, при кольцевых гонках и ралли нередко отваливались от автомобилей. Поэтому их перекрашивали, рихтовали и т.п. Кстати, и подделок довольно много. А этот номер имел такую судьбу: в советское время один латвийский автоспортсмен решил изготовить автоприцеп для перевозки какого-то спортивного автомобиля. Какого - уже никто не помнит. И он смог договориться на этапе окончания работ о получении номера серии "Спорт" в местном автоклубе. Получив свидетельство и номер, он, тем не менее, по каким-то причинам работу не закончил, и номер никогда на прицеп не устанавливался. Поэтому он сохранил свой первозданный вид. Очень интересно, что он эмалированный. Имевшиеся аналогичные номера на белом фоне окрашены. А этот знак еще и смог разрешить одну проблему - я обратил внимание, что знаки серии "Л-спорт" могут быть на черном и белом фоне, причем их нумерация странным образом не соответствовала эволюции номеров СССР (в 1958 г. были черные, с 1980 г - белые). Черный Л-спорт имеет номер 271. А этот - 207. Если бы не родной окрас, я бы считал, что это перекрашенный номер, как подумал, когда увидел его на фото. Так что номер оказался интересен втройне. Вероятно, вместо сданных номеров было решено выпустить новые. Но фон гражданских номеров к этому моменту поменялся - поэтому и "Спорт" теперь выпустили на белом фоне. Знаков "Спорт" Латвии их было выдано больше, чем в остальном СССР вместе взятом - самый крайний номер в коллекции Л-702-спорт. Он белый. На самом деле интересно, где именно были номера "Спорт"? Они известны в Латвии, РСФСР, Узбекистане, а были ли они в других республиках? Вопрос, на который у меня нет ответа и я был бы благодарен комментариям. Номера обр. 1977 г. представлены знаком от тракторного прицепа. Ставропольский край, видимо. Серии такой не было, но аналог другой серии был. Поэтому Ставрополье по-прежнему незаполнено номерами пяти типов. ПО СССР доклад закончил. Перейдем к менее интересным, но тоже входящим в коллекцию знакам иностранных государств. Новинок две - Сомалиленд и Британские Виргинские о-ва. Сомалиленд - государство непризнанное, это часть территории бывшего Британского Сомали. Правда, с 1960 г. Сомали, объединивший в себе бывший Британский и Итальянский Сомали, является единым независимым государством. Но де-факто в последние годы страна распадается на части, правительство контролирует небольшую территорию, а на части земель возникли непризнанные государства Сомалиленд, Пунтленд и какие-то другие. В общем, Сомалиленд имеет высокие шансы на признание, т.к. более-менее развит и правительство там контролирует ситуацию. Коллекционеры выделяют знаки Сомалиленда в отдельную территорию. Значит у меня появился номер 141 страны и территории мира. А вот как считать два остальных знака, пока не решил. Британские Виргинские о-ва - вроде бы тоже отдельная территория со своим флагом и гербом. Но она входит в Великобританию. И как тогда быть с Американскими Виргинскими о-вами? Они, равно как и Гуам, а также появившийся в коллекции на этой неделе знак еще одной территории - Северных Марианских о-вов, вроде бы надо относить к США. Но тоже не совсем понятно, слишком много политических нюансов. Будем изучать, пока эти знаки войдут в подборку знаков США. Вот так прошла прежняя неделя. И уже появился задел для обновления коллекции и следующего отчета. Так что может быть, через неделю я снова выйду на связь, хотя предложений по-прежнему немного. Пишите!
  15. Коллекционирование номерных знаков

    Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Особенно при условии всяких заморочек с пополнением коллекции номерными знаками. Однако на этой неделе можно похвалиться - число номеров перевалило за 2900 штук, и в коллекции появился знак 140-й страны или территории. С этого и начнем сегодня. История ранних дней выделения части территорий Донецкой и Луганской областей после прошедшей в 2014 г. смены власти автора интересует лишь в смысле последующего появления номерных знаков. Такое уже бывало в истории не один раз - в условиях слабости власти или полном отсутствии её, бремя этой власти налагают на себя люди, которые еще год назад совсем не думали о подобных переменах. Сложность исторического момента и дальнейшего описания происходившего состоит в резкой поляризации взглядов на прошедшее по разные стороны конфликта, приведшего к появлению непризнанных Донецкой и Луганской неродных республик. Поэтому как бы автор не пытался нейтрально излагать свою часть этой истории, проявившейся в номерных знаках, она может кому-то не понравится. Приношу свои извинения - не хотел бы кого-то оскорбить или обидеть. Итак, после смены власти в Киеве, на территории двух областей Украины поднялись люди, которые решили изменить свою жизнь. Они объединялись в отряды, создававшиеся на базе казачества или по иным признакам. Такие, как бы их назвали в советское время "национально-освободительные движения", быстро разрабатывали свои атрибуты и отличительные знаки. Это характерно не только для Украины, но ранее было и в других местах Европы, Азии и Африки. При этом кое-где появлялись и номерные знаки, отличные от ранее использовавшихся. Они служили для закрепления визуального эффекта, отличия автомобилей членов отрядов или территорий. Различные номера появились и на территории Луганска. Поначалу по крайней мере один такой отряд изготовил самостоятельно номерные знаки. Но, насколько можно было понять из кратких и противоречивых сведений, довольно быстро этим отрядам было предложено влиться в состав более масштабных сил, при этом пользуясь единой атрибутикой, через какое-то время ставшей общей в масштабах непризнанных государств. При этом появлялись в них и единые новые номерные знаки, а изготовленные самодеятельно старые номера предложено было уничтожить. Хотя знаки и были полной отсебятиной, но тем не менее один из таких предметов, пополнивший коллекцию недавно, представляет интерес в качестве свидетельства подобной деятельности. Это, похоже, единственный из сохранившихся номеров самого первого этапа того, что одни назовут обретением независимости, а другие будут применять определения из уголовного кодекса. Остальные номера были впоследствии уничтожены. Тема больная, чувствительная, и не хотелось бы ее развивать. Но знаки - как самый ранний самодельный одного из отрядов городка в Луганской обл, а второй - уже современный знак самопровозглашенной ЛНР, тем не менее, являются частью новейшей истории номерных знаков, и в этом качестве - предметом для изучения по моей теме коллекционирования. Один из них, так совпало, стал и юбилейным в коллекции. Вместе с ними пришел и советский передний гос обр. 1977 г. Ворошиловградской (Луганской) области, сокративший до 10 число отсутствующих в коллекции типов номеров СССР по области. До 9 типов сократилось и число отсутствующих знаков из Калининградской обл. благодаря тракторному номеру серии "КЕ", найденному в Литве. А сильнее всего порадовал приход знаков Литвы. Благодаря одному из читателей, удалось приобрести три номерных знака советского периода - так не хватавших мне тракторных (теперь они представлены сериями "ФБ" и "ЛД"), и тракторно-прицепных ("ФВ"). С ними еще два типа республики были закрыты. Осталось найти единственный тип знака Литовской ССР из 18 нужных для сборки всей республики по программе-минимум - а именно белый знак с тремя буквами серии "ЛКС" и последующими четырьмя цифрами. Убедительно прошу связаться того, у кого есть подобные номера - вот пример его аналога. Кстати, и для других регионов аналогичные знаки других серий могут представлять интерес. Пользуясь случаем, благодарю моего тезку из Вильнюса, уже который год не отказывающего мне в помощи с приемом по Литве номерных знаков, и впоследствии передающих посылки мне. Это происходит нечасто, два раза в год, причем в цепочке еще и мой товарищ из Риги. С пересылкой в Россию приходится преодолевать различные сложности и искать попутчиков. Например, в этот раз посылка добиралась сначала в Ригу, а оттуда выехала в Москву с энтузиастами, совершающими сейчас авто-пробег "Рига - Владивосток" на микроавтобусах РАФ! Хорошей им дороги, наверное они уже у цели путешествия! Поэтому на фото несколько знаков из Литвы, которые собирались еще с января. Маленький коричневый - велономер советского периода, ориентировочно на 80-е годы. Интересно было бы узнать, как буквенные серии соотносились с районами республики. Где бы найти такую информацию, причем интересна она еще и по Эстонии, где велономера выдавались до 70-х годов. Последний из этого набора новый тип переходного номера Литовской Республики - введенный примерно в 1990 г. знак советского дизайна с латинскими буквами серии "LLB" - 27-й номер Литвы пост-советского типажа в коллекции. А недавно Петрас показал и отсутствующие номера тракторных прицепов тех же лет, да еще и разных серий. Вот только придется ждать этого подарка еще долго, но все равно большое спасибо и за номера - причастным, и за помощь тезке! И товарища в Риге поблагодарю - он не только передал посылку, но и добавил туда найденные номера из Латвии и Эстонии. Один из них на фото, а второй я приберег до следующего раза. Чтобы закончить тему подарков - один мой читатель, владелец ГАЗ-69 и постоянный "поставщик" в очередной раз порадовал номерами Куйбышевской обл., прислав пару знаков серии "КШ" (один на фото) и 63 региона. Спасибо, Денис! Ну и красивый белорусский номер выгодно отличается состоянием от нескольких других знаков, хотя в итоге пойдет на обмен. Теперь про непонятный номер Швеции из прошлого прихода - оказалось, что этот знак является внутренним транзитом, в отличие от выездного транзита, на котором цифры черные. В общем, наш сегодняшний приход номеров, которые собрались в аккурат к моему прошедшему в конце мая дню Рождения - такой своеобразный подарок автору как от друзей, так и от совсем прежде незнакомых людей. Пишите, я рад любому предложению! И до новых встреч!
×