Перейти к публикации
Конференция ГАЗ-69

tank-21

Больше года в клубе
  • Публикации

    46
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Дней в лидерах

    9

Последний раз tank-21 выиграл 7 сентября

Публикации tank-21 были самыми популярными!

Репутация

683 Очень хороший

О tank-21

  • Звание
    Любитель
  • День рождения 25.05.1972

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Москва
  • Интересы
    Коллекционирование номерных знаков.

Посетители профиля

11 597 просмотров профиля
  1. Да я тормознул, не затер это дело. ))) Мало того, что участвовавшим, так еще и выигравшим и Дакар, и Шелковый путь под управлением разных пилотов. Подробности в следующий раз
  2. Волшебный краник, из которого вытекал ручеек с номерными знаками для коллекции, совсем пересох. В этом обновлении всего три номера, но что радует - все они были получены в качестве подарков. Спасибо их дарителям! Один из них (старый номер Швеции) имеется в виде первого знака из комплекта. Теперь нашелся второй, и перекочевал в обменный фонд. Это был подарок от Сергея Викторовича Ушакова - одного из старейших и заслуженных работников Российской Автомобильной Федерации. Номера стояли на автомобиле "Вольво", ввезенном в Россию в начале 90-х одним из автогонщиков. Тут они были никому не нужны, и сначала остались в гараже, а потом попали к Сергею Викторовичу. Зная о моем увлечении, он сделал мне подарок. Впрочем номер был не один, вернемся к этому вопросу позже, а пока хочется разобраться с исполнениями тракторных номеров. Тем более есть повод. Итак. Что на фото видит обычный читатель? Обычный тракторный номер. 50 регион - Московская обл. Пожалуй и всё. Что на фото видит коллекционер? Номерной знак для трактора в световозвращающем исполнении. Как, бывают другие, спросит обычный читатель? Конечно. И это история, о которой можно рассказать. В 1993 году закончились работы над новым ГОСТом на регистрационные знаки Российской Федерации. Одной из задач, поставленных перед разработчиками МВД, было сделать номера световозвращающими. Это резко увеличивало активную безопасность транспортных средств, особенно в темное время суток. В период подготовки согласование проекта ГОСТ шло со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, одним из которых был Минсельхозпрод РФ. В недрах министерства и было решено настаивать на том, чтобы тракторные регистрационные знаки можно было производить в окрашенном, а не световозвращающем исполнении. Производство номеров на окрашенных заготовках других типов также разрешалось до определенного момента, но с 1996 года такие номера становились вне закона. Использоваться они могли до окончания срока регистрации, а производители за выпуск подобных знаков могли потерять лицензию. Так вот в Минсельхозпроде напирали на то, что колхозники и фермеры денег особо не имеют, а наличие номеров на дешевых заготовках позволит снизить цену на них для конечного потребителя. Тем более, говорили в министерстве, что не все трактора выезжают на дороги общего пользования. В общем, решено было разрешить номера в световозвращающем исполнении выпускать лишь в тех регионах, где трактора с дорог не съезжали. Например, таким регионом была Москва. А в других местах знаки могли выпускаться параллельно, или же поначалу подавляющее большинство номеров были на окрашенных пластинах. Тем более, что три производителя, получивших лицензии на производство таких номеров в первые годы действия ГОСТ, могли не сильно вкладываться в производственную базу, а уже после переходного периода освоили бы производство заготовок полного цикла, либо закупать их в световозвращающем исполнении на стороне. Так появились разные тракторные номера. Но это не всё. ГОСТ устанавливает степень защиты номерных знаков в световозвращающем исполнении. Не помню сейчас, было ли это регламентировано с самого начала, но в середине 90-х голограммы RUS появились на номерах стандартных типов повсеместно. А что касается номеров для тракторов, то они в световозвращающем исполнении еще долго никаких голограмм не имели, что позволяло снизить цену на заготовки и упростить их производство. Я лишь несколько лет назад обратил внимание, что некоторые тракторные знаки, тем не менее, имели пленку с полным циклом защиты. Начал неспешно искать такой номер, но поди найди - ведь не совсем понятно, какой именно знак всплывает в продаже или предлагается в обмен. Так в довольно ленивых поисках прошло пару лет. Номера в световозвращающем исполнении периодически появлялись, бывали пристально осматриваемы на предмет голограмм, после чего - увы, откладывались в обмен. Так было до прошлой недели, когда я получил в подарок из Тамбовской обл. от нашего форумчанина Fritz, посылку почти с десятком номеров. Он недавно уже радовал меня тракторным номером серии "ТН", которая улучшила качество этого номера в коллекции. А тут прислал новое фото. В этой подборке, снятой со стены гаража товарища дарителя, довольно неожиданно всплыл передний номер Литовской ССР обр. 1958 г. и современный тракторный номер Московской обл. Ничего для коллекции не ожидалось. Все пошло бы в обменный фонд. Но когда пакет пришел, и я начал вытаскивать номера, то заметил, что номер трактора - в интересном для меня исполнении со световозвращающей пленкой и голограммами RUS в ней. Аллилуя! Я смог закрыть этот пробел, ура! Спасибо дарителю еще раз! Возможность установки регистрационных знаков в окрашенном исполнении на тракторах сохранилась и в наши дни. Но есть ограничение - эти трактора не передвигаются по дорогам общего пользования постоянно. Впрочем, в наши дни себестоимость световозвращающих заготовок снизилась значительно, поэтому полагал бы, что этот устаревший пункт можно было бы и отменить. Ну и третий номер на фото. Его мне тоже передал С.В. Ушаков. Конечно, можно сказать, что этим знаком я расширил представленность регионов в коллекции, ведь 716 среди них еще не было. Но номер примечателен совсем другими вещами. Какими именно? А давайте зададим вопрос читателям! Особый респект тем, кто ответит правильно, не пользуясь интернетом. А в следующий раз я напишу правильный ответ.
  3. Приветствую всех читателей! Посмотрим, чем наградило коллекцию время с момента прошлого обновления? В этот раз я смогу описать новые экземпляры номеров, преимущественно иностранные. Но начнем с номера СССР. Задний гос серии "ТМА", в принципе, мало чем примечателен. Просто расширение представленность Тюменской области, откуда он родом. Там госы на грузовики, преимущественно, выдавались в основе "ТЮ". Причем, по непонятной причине, Тюменская область была среди немногих, где серии для гостранспорта, выдаваемые в конце 80-х, совпали с легковыми сериями. Поясню на примере. По ГОСТ 3207-77 номера для легкового и грузового транспорта считались разными типами. Поэтому в самом начале выдачи у них могла быть параллельная нумерация. Например, номерной знак "1234ТЮА" мог быть выдан в Тюменской обл. как на служебный легковой автомобиль, так и на грузовик. Но это порождало проблемы при ведении картотек и при розыске, поэтому довольно быстро было принято решение при совпадении основ (первых двух букв серии) на грузовики выдавать буквенные серии, начиная с "Л" и далее. Впрочем не везде этому правилу следовали. например, в Москве для грузовиков выдали пару серий в основе "МО", а затем выделили полностью основу МН. Когда она была завершена (не выдавали лишь "МНЮ"), грузовой преимущественно стала основа "МК", в которой, однако, целый ряд буквенных серий первоначально изготовили для служебных легковых автомобилей (в наследство от старого ГОСТ) - "МКО" и "МКЖ" поначалу существовали как легковые, но потом стали смешанными, "МКС" - исключительно легковой, а "МКА" - смешанной с самого начала в связи с тем, что она была выездной серией. А вот в Тюмени пошли по другому пути. Когда подошла к концу основа "ТЮ", выдававшаяся поначалу грузовикам (помимо первой "ТЮА") с буквы "Л" (с серии "ТЮЛ"), вместо того, чтобы начать выдачу номеров во второй закрепленной за регионом основе ТМ, продолжили выдачу грузовых номеров, начиная с "ТЮБ". Отличить номера, предназначавшиеся для легковых автомобилей, и передний номер для грузовика можно было лишь по нюансам шрифтов. Но решение это было, мягко говоря, нерациональным. Рано или поздно, но вся основа была исчерпана, причем серии "ТЮБ", "ТЮВ", "ТЮГ" и "ТЮМ" были задвоены с легковыми. И наконец, тут дошла очередь до следующей основы "ТМ". в которой, к тому времени, было выдано уже около десяти серий для частников. Что мешало изготовить грузовые номера раньше? Непонятно. В общем, в основе "ТМ" было выдано лишь четыре серии, и все для грузовых автомобилей. Задний номер этой основы и появился у нас в коллекции благодаря обмену с коллегой, расширив представленность серий. Переднего госа "ТМ" пока нет, как нет и целого ряда других номеров. По видам номеров область закрыта лишь наполовину - 9 из 18 типов. Перейдем к номерам Российской Федерации. Благодаря тому же обмену представленность знаков типа 1 по ГОСТ Р 50577-93 раннего выпуска (в бесфлаговом исполнении) расширилась за счет поступления номера Республики Мари Эл (12 регион). Тут пробелов еще очень много. С каждым годом обновление бесфлаговой темы несколько затухает в связи с тем, что номеров больше не становится, а в некоторых регионах выдавалось по 1 - 2, максимум 4 серии таких знаков. Причем в ряде регионов выдача новых на тот момент номеров российского стандарта началась с полноценных знаков во флаговом исполнении на световозвращающей пленке. Мне надо закрыть еще 20 бесфлаговых регионов для полного их собрания. Перейдем к иностранцам. Сверху - знак входящей в Финляндию автономии Аландские острова. Эта полоска суши имеет интересную историю с геополитической точки зрения. Но нам важна она лишь в привязке к номерным знакам. До появления номеров Финляндии с евро-полосой, номера Аландов почти не отличались от номеров остальной части Финляндии. Только буквенная серия могла сообщить, что перед нами номер автономии. Но после нанесения символики Евросоюза на номера Финляндии, Аландские острова решили проявить больше самобытности, и на собственные номера стали наносить не только особые серии, но и национальные символы. Этим, кстати, номера Аландов отличаются от номеров Гренландии, которая также является датской автономией (как Фарерские острова, а когда-то была и Исландия, вышедшая из Дании в середине ХХ в по результатам референдума). Так вот на номерах Гренландии никакой национальной символики нет. Они копируют датские номерные знаки формата до-евро, отличаясь лишь буквенной серией GR. Коллекционеры в последнее время очень любят номера с национальной символикой. Зачастую более современные номера с обозначением страны и национальным флагом или гербом ценятся больше, чем номера более старые, где национальные символы отсутствуют. Так вот, на номерах Аландских островов тебе и флаг, и эмблема, и название страны - все, что нужно коллекционеру! А я пока отмечу очередную по счету страну, 149-ю по счету. Правда, видимо, стоит выделить в отдельное образование и Гренландию, как это делают почти все коллекционеры номеров, тогда страна будет 150-й. Некий юбилей, однако! Поехали дальше. Три разных номера красно-белой цветовой гаммы прибыли из Марокко. Это номера для автомобилей дипломатических и административно-технических работников посольства. Как можно сделать вывод из номеров, 57 на них означает код посольства России, а перед ним идет порядковый номер. Один из номеров литой, остальные имеют традиционную конструкцию - штампованные на металле. Насколько я знаю, эти номера прежнего стандарта, а сейчас принят желто-черный формат. Дипномеров Марокко в коллекции не было, а тут из серии "не было гроша - и вдруг алтын". На сегодня наша политинформация закончена, а в следующий раз я явно не смогу сразить числом номеров. Правда необычное даже для меня качественное наполнение будет присутствовать. Но это через недельку.
  4. Снова растет длительность перерывов между сообщениями, снова маловато поступает экспонатов в коллекцию. Поэтому ценнее каждый номер, который в неё приходит, ценнее помощь людей, сообщающих о номерах или эти номера предлагающих, а иногда и дарящих. Все номера на фото сегодня пришли как раз благодаря таким небезразличным людям. Начнем с первого в порядке поступления знака - заднего госа Ставропольского края. Мой давний коллега по увлечению заезжал как-то в гости, а до этого получил в свою коллекцию несколько номеров из Ставрополья. Узнав, что у меня отсутствует задний гос, он им поделился. Теперь знак серии "ССН" приблизил к завершению сборку номеров Ставрополья. Осталось найти три не самых редких типа. Прицеп и тракторный номер обр. 1977 г. и мотономер обр. 1946 г. Серий каждого из таких номеров было достаточно, чтобы предполагать, что в обозримой перспективе паззл Ставропольского края соберется полностью. Хотя бывает, что годами не попадается какой-то совсем непопулярный тип. Так, тракторный прицеп из Горьковской обл. я ищу уже более двух лет. Лишь его не хватает для полного по программе-минимум комплекта номеров области. Видимо, номеров обр. 1965 г. было столь много, что белые номера тракторных прицепов начали выдавать ближе к концу 80-х. Поэтому знаки с обозначением "пр-п" Горьковской обл. в коллекции давно есть, а вот такого, с усеченными сверху углами на белом фоне их "сыночки" - нету. Ладно, не будем о грустном, ведь еще на два типа расширилась представленность номеров Ростовской обл. С приходом ржавого убитого трактора (РЗ) и неплохого автоприцепа (РД) обр. 1958/65 гг. в поиске теперь лишь один тип области. Правда это автономер обр. 1946 г. За номера из Ростовской обл. следует поблагодарить другого моего коллегу, который в какой уже раз делится информацией о попадающих в поле зрения номерах. Всегда приятно поблагодарить хорошего человека, особенно не в первый раз! Еще наш коллега по увлечению авто-ретро - счастливый обладатель ГАЗ-69 Fritz прислал тракторный номер из Тамбовской обл. Такой знак серии "ТН" у меня был, но состояние его было хуже. Теперь тип представлен номером, который почти не имеет изъянов, а имеющиеся царапинки лишь придают ему некую патину времени. Спасибо! В Тамбовской обл. по-прежнему в поиске автономер 1946 г., авто- и тракторный прицеп 1958/65 гг, тракторный прицеп 1977 г. и спецсерия. Т.е. пока далек регион от перспективы собрания. А вот Ленинград и Ленобласть близки к такому факту, но в поиске тут мотономера обр. 1946 г. городской мопедный и спецсерия "ЛОВ", общая для города и области. Представленный на фото знак первой выездной серии Ленинграда (мВС) в коллекции был, но теперь благодаря одному человеку удалось разжиться таким номером в отличном состоянии. И это, хоть и небольшое изменение, но тоже весьма радует! Но еще больше радует неожиданный подарок в виде автономера завода им. Лихачева. Один человек подарил как номер, так и табличку от автомобиля УАЗ-469Б, на котором он был установлен. Её я планирую передать знакомому, который собирает такие таблички, а номер, конечно, пригодится самому. Причем мало того, что номер подарили, его еще и на работу привезли. Удалось урывками пообщаться с дарителем и узнать, что номер был установлен на УАЗе, относящимся к пожарной части ЗИЛ. При развале завода его удалось снять с автомобиля, память о котором теперь вот так неожиданно сохранится. К сожалению, времени на поиски почти нет в последнее время. Остается надеяться, что благодаря читателям и коллегам я смогу публиковать обновления все же почаще, чем два раза в месяц. Так что пишите - буду очень рад!
  5. Хотелось бы получить фотоподтверждение такому чуду. )))
  6. Добрый вечер! Спасибо! Тут все есть. Интересно, что в Тамбовской обл. нашелся номер из Литовской ССР (ЛЛР) и Московской обл. (50) аж от трактора!
  7. Текущее пополнение коллекции на самом деле собралось еще в сентябре. Но лишь сейчас появилась возможность описать эти новые номерные знаки, попавшие в коллекцию. Их немного, но парочка довольно интересных. Начнем, однако, с номеров иностранных. Немецкий номер привлек внимание тем, что вроде как должен быть с полицейского автомобиля - в Германии такие имеют свою структуру, хотя и не отличаются по цвету или размеру. Коллега из Германии мне пытался что-то объяснить по нумерацию, но нюансов я не так и не понял. Вообще есть где-то в глубине души опасение - откуда в Берлине (или что там за город начинается в кодификации с буквы "В") 30 тысяч полицейских автомобилей? Стандарт был принят в 50-е, может и дошло количество до такой цифры с тех времен. Надо изучить тему точнее. а то таких номеров два, один пойдет на обмен. Не хотелось бы подводить коллег из-за своего незнания. Далее - "номерной знак" Украины. Может украинские коллеги как-то смогут раскрыть тему лучше, а я думаю, это что-то типа образца. Пэтому и красная полоса идет по номеру, поверх которой нанесена краска на символы, да и серии такой "ОО" наверное, не было. В этом стандарте номеров Украины первые две буквы означают региональную привязку. Кстати, не очень удачное решение - эта часть обычно сменяется реже, чем буквенная серия номера (которая сзади). А чтение номера начинается слева направо - есть риск запомнить фрагмент номера, но не тот, что нужно. Ученые-психотехники уже в 20-е - 30-е годы ХХ в разобрались с наиболее предпочтительными структурами номерных знаков. Те, кто создавал эскиз этого номера, могли бы уделить этому больше внимания. Ладно, это там сами разберутся без моих подсказок. Впрочем вот НИЦ БДД МВД РФ в свое время не погнушался использовать мои знания при разработке ГОСТ на новые регистрационные знаки 2018 года. Вклад свой удалось внести. А то сейчас был бы и в России код региона слева. Теперь совсем обычные знаки - легковой гос Московской обл. серии "МЕД". Пришел в комплекте и своими двумя экземплярами пополнил сразу две коллекции. Он у меня сменил более старый номер серии "МЕА" в состоянии чуть похуже. Ярославский трактор "ЯА", пришедший от коллеги по увлечению на обмен, расширил представленность серий области в этом типе. А вот новгородский трактор "НВ" в коллекции отсутствовал как тип вовсе, поэтому ставим плюсик и теперь в этой не самой простой для собирания области найти надо четыре типа номеров. Правда, один из них - невиданный знак обр. 1936 г., выдача которых в области стартовала с её созданием лишь в 1944 г. Такие номера, причем на фото тех времен видны знаки кустарного производства, обычно в 1947 г. заменялись стандартными номерами по ГОСТ 3206-46. Так что найти этот тип области будет малореально. Вот сосед по географии - Ленобласть, и она как раз получила сейчас в состав еще один знак 1936 г. Серия такая "ЛП" уже была представлена. Но Вы когда-нибудь видели номера 1936 г. в родной краске? Я вижу впервые, а что он не перекрашен - сомнений нет. Как и где он смог сохраниться, к сожалению, история умалчивает. Ко мне пришел по обмену. Для номера 1936 г. его состояние идеально. Ну и на закуску обычный с виду номерок серии "ЮБУ", подмосковный номер серии, выдававшейся частникам. Ничего примечательного для неспециалиста. Однако же подождите! Начинаем короткую, но интересную историю. Когда-то в конце 70-х, уже после того, как знаки серий "ЮБИ" и "ЮБУ" были выданы, причем первый на легковые автомобили государственных предприятий и организаций, какой-то поборник общественной нравственности решил, что серии эти очень напомниают ему что-то. Что именно - каждый поймет в силу своей испорченности. ))) И решил этот товарищ, что негоже самой передовой в мире стране рабочих и крестьян, фактически в самом своём сердце, растлевать подрастающее поколение сходством номерных серий с бранными словами. И повелел этот некто, занимавший, видимо, высокий пост, якобы прямо в год 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции, когда всё прогрессивное человечество, ну и так далее - все номера этих серий снять! Снять и заменить другими. А то глядишь, въедет автомобиль из Московской области в Москву, а тут иностранец, плохо знающий русский язык, перепутает кириллические буквы и поймет не так смысл слов. Хватит уже анекдота про номера "МНИ" и "МНУ" у машин, попавших в аварию в Москве. Тут анекдот вырисовывается совсем другого плана, похабный! Короче, провисели эти номера недолго, во второй половине 70-х все их предписано было заменить! Потом, говорят, под горячую руку и "ЮБЮ" попали. Насчет последних не знаю - а запись в журнале распределения спецпродукции "Уничтожены как неблагозвучные" видел своими глазами. Что интересно - мотоциклетных номеров это дело не коснулось. Ездили, понимаешь, они без всяких проблем с такими номерами. Видать, шрифт на этих мотоциклетных знаках был меньше, а потому и не замечал высокопоставленный поборник нравственности этих скабрезных серий. На самом деле, если отбросить юмор, целый ряд неблагозвучных серий на номерных знаках не выпускался. Для этого хватало мозгов на уровне регионального начальства Госавтоинспекции. Говорят, например, что серия "ЖИД" в Житомирской обл. была заменена по той же причине, что и эти наши подмосковные страдальцы. А всякие там "КАЛ", "МУД - вообще не появлялись. Были, правда, "БЕС", "ССУ", "ЧМО" и, конечно же, "ЛОХ" - ну так без лоха и жизнь плоха! Эта интересная история нашла свое отражение и в 90е годы. Проводились исследования, какие серии номеров не следует применять. Впрочем, в России эти исследования в реальной практике применены не были, а вот в Казахстане действительно были циркулярно распространены в системе МВД данные, какие буквенные серии на номерных знаках применять нельзя. Хоть кто-то сделал из старой советской истории какие-то выводы и в наши дни. А одному моему коллеге по увлечению повезло года два - три назад набрести на подмосковном базаре на номер серии "ЮБИ". Впрочем, и я о том номере узнал, но заметив большой интерес коллеги, не стал пытаться как-то его опередить. Вот прошло время - и у меня появился представитель серии с такой интересной историей. Ну а мы на сем откланяемся. Всем удачи на дорогах и чтобы без "МНИ"/"МНУ" и "ЮБИ"/"ЮБУ"! На связь теперь выйду дней через 10, не раньше - экспонаты как-то слабовато прирастают в количестве, не говоря уж о качестве. Так что буду благодарен за любые предложения и информацию!
  8. Здравствуйте! Набравшие было темп обновления коллекции снова прервались. Занятость другими делами не позволяет не то, что заниматься поисками, но даже и про уже состоявшееся обновление написать... Путь в коллекцию тех номеров, что Вы увидите на фото, был тернист. Одной частью этот приход представлен знаками, найденными в Литве. Они потихоньку собирались у моего помощника в Вильнюсе, но затем их надо было передать в Ригу, куда он ездит два раза в год. Наконец номера пришли в Ригу, там у меня есть другой помощник. Он добавил то, что за это время скопилось у него по сусекам. И теперь номера ждали оказии для перевозки ко мне. Все этапы заняли долгое время. Можно было минимизировать время их ожидания, но стоимость получалась бы неадекватно высокой, плюс не было гарантий, что перевозчик в процессе не утратил бы часть знаков. Такое иногда случалось. Так что было решено подождать однозначно надежного пути. Благодаря поездке одного из моих коллег по теме ГАЗ-21 в Латвию, номера и были доставлены. Они были загружены в Риге в багажник его Волги, где и добрались без проблем в Москву. Ура! Так что мы имеем на фото? Симбиоз из знаков Латвийской и Литовской ССР, переходных номеров Латвии, современного номера Латвии, номера Норвегии, а также, вероятно, самодельных номеров Литвы - какая-то пестрая смесь. Давайте разбираться. Самым старым у нас будет прицепной номер обр. 1958 г. серии ЕМ. Латвийская ССР, выездная серия. Правда, как мне кажется, она выдавалась и в качестве обычных прицепных номеров. Номер этой серии за время доставки уже появился в коллекции, так что этот пойдет на обмен. Следующие по времени возникновения, очевидно - велосипедно-мопедные номера Латвийской ССР - в правом верхнем углу. В 50-е года в Республике еще не все подобные номера имели единообразный дизайн. Появившись в этом виде впервые в Риге в 50-е годы, но с разным цветом фона в разные годы, такие номера со временем различных городов и районов Латвии стали едиными - получили желтый фон, перестали ежегодно меняться и сохранились до времен распада СССР. Сверху писался вручную город или район, ниже выбивался порядковый номер. Номера некоторых других районов у меня есть, по мере нахождения других я добавляю их в коллекцию. Следующим по времени появления является номерной знак для автомобилей ГАИ Литовской ССР. Практически ничего неизвестно про подобные номера. Когда появились, на основании каких документов, кому выдавались? Есть целый ряд фотоподтверждений подобных табличек, да и сам номер такого типа у меня в коллекции не первый. Задний автомобильный номер размерностью 1958 г. уже был, этот тоже пойдет в обмен. А вот переднего тех же годов нету. Добрались до "белых" номеров. Знаки из Латвии серии" ЛТС" и "ЛЯ" (тракторный). Про последний говорить особо нечего, а первый - хорошенькая во всех отношениях "спецсерия". И циферки одинаковые, и состояние как с завода. Впервые вижу номера на световозвращающей пленке в таком состоянии. Обычно в процессе эксплуатации отечественная (хотя непонятно, отечественная ли, или какая-то недорогая импортная) пленка желтела. А на этих номерах (их в коллекцию попало несколько, есть и на обмен) пленка правильного цвета, да и следов крепления нет. Судя по всему, номера провалялись где-то невыданными. Чтож, это отлично! Номер лучший по сохранности из знаков аналогичных серий, очень меня радует. Введены такие знаки были в конце 80-х годов и не во всех регионах Союза были выданы. А дальше СССР кончился. На этом и мы перейдем к "переходным" знакам. Такой представлен тракторным номером серии LM, и на нем снова, как и на других редких представителях - наклонная красная полоса. Тут интересен не столько сам переходной номер, сохранивший советский дизайн с сериями на латинице. Такие, как знают уже постоянные читатели, были в Латвии, Литве, Эстонии, и похоже, в Грузии. Тут интересна красная полоса. Что она обозначала - непонятно. Где-то говорят про частные трактора. Где-то про трактора, находящиеся в аренде. Где-то возникала гипотеза о трактористе, попавшемся в состоянии опьянения, но не лишенном права управления. Может быть, в каждом регионе страны были разные установления на этот счет. Ни одного официального документа об этом мне не попадалось. Довольно быстро в странах Прибалтики появлялись национальные типажи знаков, что иллюстрирует в этой подборке мопедный номер из Латвии. Маленький - одна буква серии и три цифры. Вообще при том обилии мопедов, что были в Латвии во времена СССР, емкость явно недостаточна. Напомню, что существовали две серии мопедных номеров - ЛАА и ЛАБ. По 9999 знаков в каждой серии. Пусть не все они были выданы, но это почти столько же, сколько позволяет вместить структура нового знака из буквы серии и трех цифр. Интересно, на сколько в Латвии еще хватит емкости подобных номеров? Мопеды и скутеры по-прежнему в тренде, хоть национальная мотоциклетная промышленность, существовавшая в СССР в виде Рижского мотозавода, полностью утрачена. Через какое-то время вопрос нехватки знаков придется как-то решать, а коллекционеры будут, видимо, озадачены поиском нового исполнения мопедного знака. Ну и два нижних номера. Долго мы обсуждали с дарителем их, что это могут быть за номера. Сейчас я склоняюсь к тому, что гражданин Литвы поехал на автомобиле за рубеж, там номера были утрачены, и во Франции заказаны дубликаты. Но произвести знаки с учетом стандарта Литовской Республики во Франции возможности не было .Поэтому была взята пластина с французским синим полем слева, на неё набиты символы номерного знака, буква F на поле была закрашена, и получились вот такие "номера". Последний неохваченный номер на красном фоне в левом верхнем углу - временный знак Норвегии. Он выпускается в виде наклейки, имея справа указатель срока действия. Может выдаваться лишь на день (как вот этот конкретный номер, действовавший 12 июля непонятно какого года). Для сохранности его приклеили на ламинированную картонку. Таким он и останется в моей коллекции. Несколько номеров на фото я получил в подарок от литовских читателей. Хочется сказать им, а также моим помощникам, способствующим передаче номеров, слова благодарности за расширение коллекции новыми экспонатами. Надеюсь, что это не в последний раз. И если у кого-то из читателей в зоне видимости появятся какие-то номера - всегда буду рад узнать о них.
  9. Продолжение начатой в прошлый раз темы с обновлением коллекции начнем с жалобы. Я очень люблю, чтобы всё было расставлено "по полочкам". Вот и в номерах - надо разобраться с типажами знаков, порядком их выдачи, а еще и с принадлежностью буквенных серий. И вот с этим есть проблемы. Доподлинно неизвестно, какие серии закреплялись за регионами для номерных знаков тракторов и тракторных прицепов. Еще проблема в том, что неясно, сохранялись ли те серии, привязка которых для номеров 1965 г. известна, после замены номеров в 80-х годах. И сегодняшний приход, представленный преимущественно номерами спецтехники, имеет проблемы с определением региональной принадлежности части знаков. Существующие в Интернете ресурсы в этом плане страдают неполнотой и противоречивостью информации, а официальных подтверждений в виде справочников или каких-то сводок, не имеется. Мои попытки найти что-то в этой области были частично удачными лет пять назад, когда в рамках работы над книгой были найдены письма о закреплении серий на этапе первоначальной выдачи тракторных номеров, а затем и до середины 70-х годов. На этом удача от меня отвернулась. По словам людей, находившихся в центре событий, выдача серий фиксировалась вручную на листике бумажки, который при реорганизации ведомства в 90-е был выброшен на помойку. И узнать достоверно, каким регионам принадлежат какие серии, теперь невозможно. Кроме того, из-за выбора всего двух букв серии в 60-е годы и сохранения этой структуры по ГОСТ 3207-77, номерная емкость оказалась незначительной для существующего числа тракторов и спецтехники. В некоторых регионах появлялось дублирование серий. Обычно старались учесть положение этих мест на географической карте. Поэтому, например, в Приморье есть подтверждения существованию тракторов серии МТ, которая была закреплена за Москвой и Московской обл. И не в первый раз пишу про серию ШЦ, наверное лидера по числу регионов, в которых она выдавалась. Их было штук семь (коллеги поправят, если ошибусь, но порядок понятен). К чему такое предисловие? К тому, что я в очередной раз не знаю принадлежность серий "СН", "ЧК", "ШЛ" и "ШН". Коллеги не всегда обращают внимание, откуда они получили номера, и какая была предыстория у попадания их в коллекции. Это затрудняет идентификацию знаков. По номерам серии "ЮН" и "НЕ" ситуация яснее, но увы - эти номера уже после фотографирования были найдены в коллекции, т.е. уже были, а полученные уйдут в обменный фонд, где могут осесть надолго. С "МВ" все совсем ясно - Московская обл. В общем, номера на фото сегодня малоинтересные, и даже невозможно их точно прикрепить к каким-то регионам. Фигово. Полученный в подарок от коллеги мотономер Кыргызстана в число советских и неопознанных, конечно же, не входит. Интересно, что в стране прицепные и мопедные номера не отличаются, о типаже можно судить лишь по последней букве серии (Р - прицеп, М - мотоцикл). Номеров оттуда у меня не очень много, и мотономер займет свое место в коллекции. На этом сегодня и откланяюсь, а в следующий раз дойдет черед до посылки, полученной из Риги с номерами, скопившимися давно в Литве и Латвии.
  10. Что-то типа Форда Префект, но не он, покруче что-то. Спрошу модель, напишу. Итак, в прошлый раз я задавал вопрос, что делать с номером извозчика, красить или нет? Для меня ответ был понятен сразу - или оставить как есть, или попытаться откислотить, восстановив родной окрас (вдруг он еще хоть как-то проявится?). Коллективный разум блкагодаря откликам читателей на некоторых ресурсах подтвердил эту мою гипотезу. Пока оставим как есть, красить вообще не будем. Спасибо всем, кто высказался! За время, что описывались пришедшие из Украины обновки, я получил еще две больших передачи. Одна из них представляла собой 12 штук номеров от коллеги из Московской обл. Мы давно ведем обмены, номера копятся и копятся, а потом разом занимают место в коллекциях друг друга. Полученное богатство копилось, наверное, пару лет. Номера из этой поставки я решил разбить на две части. Сейчас представлю четыре самых интересных номера с вкраплением поступившего из Южной Осетии частника. Теперь обо всём по порядку. Начнем с бумажного знака серии "ЗГ". Коллекционеры сразу опознают одноразовый транзитный номер, выдававшийся на автомобили солдат и офицеров, покидавших Германию с выводом Западной Группы Войск (ЗГВ, а ренее - ГСВГ). Тогда в Россию и другие республики распадающегося Союза шел большой поток стареньких, но вполне себе приемлемых по качеству по сравнению с отечественными аналогами автомобилей. Их перегон следовало как-то упорядочивать. Было принято решение выдавать на такие автомобили особые транзитные знаки в дополнение (или вместо) немецких номеров. Транзитов было несколько серий: "НТБ", "ЕЮЛ", "ХШР", но первой в этом списке была двухбуквенная "ЗГ". И если как минимум два номера трехбуквенных серий у меня уже было, то двухбуквенной не было. Конечно, число букв серии в моем понимании влияет на восприятие предмета коллекции, поэтому двухбуквенный номер зачисляется не как какая-то новая серия, а как особое исполнение этих знаков. Жаль, что он был в свое время разорван на две половины и на обороте склеен скотчем. Может быть, со временем заменим его более качественным экземпляром. А пока и такой сойдет. Еще один интересный номер - особое исполнение прицепного номерного знака (тип 2 по ГОСТам 1993 и 2018 г.). Правда, сейчас езда с такими знаками может быть опасной. Как я уже писал ранее - номера с отклонениями от ГОСТ теперь (спасибо товарищам из Верховного суда) могут быть признаны подложными. А этот номер, как раз, ГОСТом вообще не предусмотрен! Хоть он и выдавался официально, в ГАИ, но исполнение под три цифры кода региона на подобных номерах не предусмотрено! Их может быть лишь две. Лишь в одном регионе России существуют такие номера (Республика Башкортостан). Непонятно, что теперь будет с ними, и не пойдут ли владельцы обменивать их на стандартные, ведь умники в погонах, особенно в случае выезда за пределы Республики, найдутся. И крайним снова может оказаться владелец прицепа. А пока этого не произошло, фиксируем такое интересное исполнение в коллекции. Далее. Остались советские номера. Советские, но не все. Юго-Осетинская Республика (сокращенно ЮОР) - непризнанное большинством мирового сообщества самопровозглашенное государство на пост-советском пространстве. Одним из атрибутов государственности служат автомобильные номера, которые новые страны обычно довольно быстро стремятся разработать. Но во времена распада СССР и далее технологические возможности сделать недорогие номера были лишь на основе советских прототипов. Поэтому в Республике взяли за основу для первых номеров советский типаж с иными буквыами серии. Мудрить с ними не стали. На автомобилях юрлиц серия была ЮОР, соответственно на номерах для индивидуальных владельцев - рЮО. Такие номера выдавали довольно долго, чуть ли не до середины 2000-х. Сейчас в Южной Осетии выдаются номера с национальной символикой различных типажей. Номер на фото в комплекте со вторым я получил благодаря одному из постоянных читателей, который каждый год балует меня одним - двумя знаками, нашедшимися в окрестностях. Спасибо таким людям! Остальные номера на фото - реально советские. НР - частник из Киргизской ССР (Нарынская обл.), новая серия в числе знаков этого типа, которые я неспешно собираю по буквам основ. Впрочем, тут я не преуспел. Закрыть надо еще много серий Узбекистана, Туркмении, Таджикистана. Даже Казахские и Киргизские номера СССР этого типа пока еще на завершены. Но очередной шаг к этому налицо. Последним расскажу про ничем особо не примечательный номер из Ставропольского края. Ничем, кроме буквенной серии. Обычные номера Ставрополья этого типа имеют основу "СС". А основа "СТ" известна по номерам для частников (пошла второй после "СС"), а также спецсерий ("СТС"). В типах для гостранспорта номеров основы "СТ" почти не было. Лишь несколько фотографий дают знания о серии "СТЮ", которая имела сзади "квадратный" знак и легковой "СТК", которая сегодня стараниями коллеги по хобби у меня появилась. Вообще, в Ставропольском крае осталось найти четыре типа номеров - мотономер 1946 г., задний гос, прицепной и тракторный номера. Последние три вообще не имеют особой ценности и редкости. Это вполне посильная задача, которая может быть выполнена единственным обменом или покупкой. Но пока увы... Поэтому традиционно напишу всем читателям - видите номера хоть на заборе - сделайте фото и пришлите мне. Буду благодарен о них узнать! Зачастую у меня нет совсем простых номерных знаков. И может быть Ваша информация станет шагом к завершению очередного паззла.
  11. Снят известный номер был номер точно не с погрузчика. Найден где-то на границе Казахстана и Узбекистана на каком-то сельхозагрегате. Были гипотезы, что подборщик. Но это настолько специфичный агрегат, что тогда должны быть и для комбайнов свои типы.
  12. Спасибо большое! Сейчас напишу. И спасибо за мнение!
  13. Спасибо! Нету такой. Тамбовская? Закончилось лето, а у нас заканчивается отчет о поступивших на этот момент номерных знаках УССР. Параллельно им в коллекцию редко продолжали приходить и другие номера, об некоторых из которых сегодня расскажем особо. А пока - номера Ровенской обл. УССР благодаря последнему приходу продвинули её в число лидеров. Закрылось три типа области, а еще два расширились сериями. Поступили из новых типов номеров задний автономер обр. 1958 г., мотоциклетный и тракторно-прицепной 1977 г. Осталось найти номера 1946 г. для автомобиля и мотоцикла, а еще спецсерию (если таковая там, конечно, была). Присутствие серий области расширилось из-за поступления тракторных номеров 1965 (серия "ТЮ") и 1977 гг. Последние номера можно определить по первой букве "Р" и характерному (для спецтехники 1977 г. почти всей УССР) узкому шрифту букв, а также равномерному, а не погрупповому комбинированию цифр. Это серии РБ и РД. На "Р" начинаются и номерные знаки тракторов Ростовской обл. серий РВ и РИ, но у них совсем другой шрифт и группировка цифр. Фото отлично иллюстрирует эти различия. Кстати, белые номера Ростовской обл. по типам закрыты полностью, осталось найти тоже три типа. Два из них - автоприцеп и трактор обр. 1958/65 гг, а еще один - автономер обр. 1946 г. С ним будет сложнее. Ну и про более интересные вещи. Заканчивая тему Украинской ССР, отмечу странный для СССР номер с нестандартной буквой Э, перевернутой наоборот. Такая есть в украинском языке. Но как она могла попасть на номерной знак? Непонятно... Это не ошибка, не перевернутый на 180 градусов пуансон, как было однажды мною замечено на номерном знаке трактора Челябинской обл, который тоже стал вместо "ЧЭ" иметь серию с перевернутой буквой. Тут была целая серий номеров, что подтверждается еще одним увиденным номером. Причем региональная привязка этих интересных знаков непонятна. Один номер нашелся в Ровенской обл., второй был замечен в Крыму. Далековато друг от друга, однако. Есть шансы, что трактор в Крыму имеет документы, но чтобы их посмотреть, надо ехать и уламывать хозяина их показать. Моему другу он пока их не "предъявил". Тогда можно будет сделать однозначный вывод относительно времени выдачи знака и его региональной принадлежности. Есть шанс, что это номер уже независимой Украины, обр. 1992 г. Но тракторные номера этого образца у меня есть. Они отличаются шрифтами, переняв узкие цифры, свойственные украинским номерам того времени. А в 1995 г. был введен другой ДСТ Украины, и тракторные номера поменялись, получив пять цифр в серии. В общем, загадка, которые я так люблю разгадывать. Еще одна загадка - номер спецтехники обр. 1965 г., но без обозначения типа машины. Напомню, ГОСТ предусматривает сдвинутые, как на этом номере, буквы серии, а рядом с ними обозначение - "тр-р" или "пр-п". Но номеров с отклонением от ГОСТ встречается масса. Тут тебе и "стр", и "эк-р", и некий непонятный "п-к". Не все они у меня есть. Но вот еще один из представителей этой плеяды сегодня попался. Почему возникли такие номера? Все дело в ведомственной регистрации тракторов. А министерства не всегда глубоко изучали ГОСТ или считали, что они своими приказами могут налепить что их душе угодно. Видимо, Министерство строительства предприятий тяжёлой индустрии, серия которого на номере, решило, что наносить тип техники могут и на местах на пустое место? Но этим никто, конечно, не стал заморачиваться. Поэтому в серии "ЯЮ" и не только, возникли такие номера. Аналоги есть в сериях "ЯЕ" и некоторых других. А еще есть номера тракторов, где буквенная серия находится посередине. Такого у меня пока нет. Но судя по всему он из той же оперы - отклонение от ГОСТ, теперь ставящее в тупик коллекционеров. Ну и последний номер на фото. Маленький знак легкового извозчика Москвы на 1881, с которого ушла краска. Давненько номера извозчиков не попадались. Интересна история места, где он был обнаружен. Когда-то богатый хутор недалеко от деревни Тешилово, в окрестностях современного Хотьково, на территории которого он был найден, был проигран владельцем в карты (!!!). Дома вместе с жителями разобрали и вывезли в окрестности современного г. Пушкино. Ранее в хуторе кипела жизнь, вот и приехал туда больше 135 лет назад извозчик, но по какой-то причине лишился номерного знака с пролётки. В прошлом году номер был случайно найден, и теперь находится в моей коллекции. У меня сформировалась уже целая подборка - чуть ли не погодовку Москвы можно собирать. Вот только встает вопрос - стоит ли красить эти знаки, которые при жизни ежегодно меняли цвет и форму? Даже если найти сведения, прошерстив приказы полицейского начальства, где мог указываться цвет знаков, стоит ли их" расцвечивать"? Что думаете? В следующий раз я выскажу свою точку зрения, а пока хотелось бы услышать Вашу.
  14. Снова номера из полученного пару недель назад пополнения. И снова во мне проснулся счетовод. Про сегодняшний приход тоже можно мало что сказать, лишь отмечать прибыли в Украинской и Молдавской, что, наверное, более важно, СССР. Итак, Молдавия пополнилась кучкой номеров, но новый лишь один тип - тракторный прицеп серии РН. Трактор у меня в коллекции был один, теперь их кучка разных серий (плюс три - МШ, МХ, МС) плюс одна еще где-то в процессе. Что касается заднего госа и переднего черного номера, они лишь улучшили представленность типов. Теперь Молдавия закрыта наполовину - 9 из 18 типов. Следующая у нас по числу новых номеров Черниговская обл. Прицеп ЧО и тракторный прицеп ФЭ - новые типы. Фиксируем плюс два типа в области, в поиске остается три. Правда найти надо номер 1936 г. и автономер 1946 г. Со спецсерией тоже непонятно, пока не сбрасываем её со счетов. Медленно, но верно продвигается и Волынская обл. Прицеп ВН оттуда - восьмой тип, осталось найти 10 (минус спецсерия, которой тоже, скорее всего, не было). Засим переходим к общегосударственным номерам - спецтехника серий ЭЩ и ЯМ могла выползти где угодно на просторах, т.к. распределялись номера внутри ведомств. Тут у нас Министерство промышленности строительных материалов и Центросоюз. ЭЩ явно провалялся на складе, где и был обильно заляпан белой краской. Это можно попытаться исправить, когда делать будет нечего. Вот уйду на пенсию лет через 20 и займусь. ))) Остался у нас единственный номер обр. 1995 г. Украины. Аналог его в коллекции - на окрашенной пластине. Поэтому новый номер на пленке будет дополнением. На сегодня хватит, ничего интересного снова нет. Однако для подведения итогов в конце года приходы этих номеров сильно пригодятся. Украинская ССР по закрытию типов продвинется, надеюсь, процентов на 10, что для меня немало. В следующий раз соберем остатки, а там расскажу еще об одном обмене, сопровождавшемся приходом интересных номеров.
  15. Продолжаем отчет о большом поступлении номерных знаков Украинской ССР. Сегодня номеров побольше, чем в тот раз, и поинтереснее. Представлены они, в том числе, и новыми типами или сериями номеров уже независимой Украины. Начну я с номера Черновицкой обл. (ЧВЧ), который в коллекции должен был закрыться еще год назад. Но при пересылке передний номер из комплекта потерялся. Теперь этот недочет, наконец, закрыт. Черновицкая обл., правда, из отстающих - имеется шесть типов номеров, 12 в поиске. По одному типу номеров получено в зачет Винницкой (ВИО), Киевской обл. (КХВ) и гор. Киева (КИУ). Из последнего комплекта задний номер уже был закрыт другим, но в коллекции останется комплект. Теперь в указанных регионах остается найти 12, 7 и 7 типов соответственно. Киев получил еще частника еХТ, который улучшил аналог этого же номера (вХТ), уже имевшегося в коллекции. Новой серией основы "ЛУ" представлены задние автономера 1958 г. Ворошиловградской (Луганской) обл. В Харьковской обл. появился мотономер серии ХКА, ранее мотономера были представлены лишь основой "ХА". Сумская обл. увеличила педставленность серий тракторов обр. 1965 г. Вместе с ФТ теперь есть и ФС. Странно, что некогда близкие к завершению Харьковская обл. (остается найти три типа, все 1977 г. - спцесерию, прицеп и тракторный прицеп) и неплохо представленная Сумская обл. (нужно пять типов - мото и авто 1946 г, прицеп, трактор и спецсерия 1977 г). уже давно не пополнялись нужными типами. И есть вероятность, что их обгонят и закроются раньше другие регионы. Впрочем, если отсутствие спецсерий в этих регионах подтвердится (хотя как можно подтвердить отсутствие?), то с Харьковской обл. ситуация наиболее простая, закрыть эти два типа номеров можно одним махом. Из номеров СССР остался лишь мопедный Херсонской обл. Такой номер был, но состояние его - на четкий неуд. Теперь номера Украины пост-советского периода. Не было у меня заднего госа обр. 1992 г., теперь с приходом комплекта говорящей серии CIA он получен. Правда, передний номер в состоянии похуже, чем у меня был его аналог. Еще два номера частников обр. 1993 г. - продолжение переходных номеров двух новых серий ВI и ХО. Винницкая и Херсонская обл. соответственно. Целенаправленно я их не собираю, но когда попадаются - чтож не взять? В принципе, на этом можно было бы и остановиться, но я решил рассказать одну историю про номерной знак, появившийся у меня пару приходов назад. Про немецкий овальный транзит. Я упоминал, что в детстве и юности очень хотел найти такой номер, манивший меня своей необычной формой. Они висели у некоторых моих счастливых знакомых. Одним из них был Слава. Со Славой мы познакомились, наверное, лет 25 назад. Я даже не понимаю теперь, как живя неподалеку друг от друга, мы могли познакомиться только в юности. Слава также как и я «болел» автомобилями с детства, а как выяснилось позже – интересовался и номерами. Одним из увлечений Славы был авто-туризм. Объездив в начале 90-х г. большую часть России на автомобиле, Слава рассказывал мне о совсем неизвестных сериях номеров, которые ему встречались по пути. Он старался выяснить, откуда приехал, например, старый Москвич с черными номерами «МЛБ» и рассказывал мне потом удивительные вещи. Оказывается, была такая Молодечненская область в Белоруссии, а там была своя основа номеров «МЛ». И та подмосковная основа «МЛ», что начала выдаваться примерно в 1991 г., оказывается, применялась и раньше. Кстати, этих черных номеров у меня пока нету. Сейчас в силу возраста его более уместно называть по имени и отчеству, но для меня он так и останется Славой на всю жизнь. Когда Слава еще был Славой для всех, но уже перешел 20-летний рубеж, он начал раскатывать по нашему поселку на стареньком, но ухоженном, начала 60-х годов, Фордике. Этот Фордик был совсем нетипичным – маленьким, но с весьма выразительной внешностью, которая меня не могла оставить равнодушным. Ретро-автомобилями я увлекался с момента, когда лежа в детской коляске я смог сопровождать взглядом любой проезжающий мимо автомобиль. А перейдя 20-летний рубеж и будучи с детства читателем журналов «Техника - молодежи», «Моделист-Конструктор», а даже иногда и «За рулем», проходить мимо Славиного автомобиля спокойно я не мог. Его формы были чистым восторгом! Он был очень необычен. Помимо автомобиля, меня волновали установленные на нём черные номера серии «МОД»,. Вторая серия автомобилей индивидуальных владельцев Москвы говорила о том, что в отличие от хлынувшего бурным потоком в конце 80-х автохлама (в основном), этот Фордик был пригнан в СССР уже давно, а его отличное состояние свидетельствовало о бережном отношении и качественном обслуживании. Автомобиль был привезен дедушкой Славы из Западной Германии в то время, когда каждая ввезенная иномарка обращала на себя повышенное внимание прохожих и соседей. Трофейные машины к середине 70-х большей частью успели поменять своих хозяев, агрегаты, что называется, «околхозиться», или тихо умирали во дворах спальных районов. А ввоз иномарок в 60-е был пренебрежимо мал. Владение ими регламентировалось закрытыми от публики нормативными актами со множеством ограничений. Не каждый мог позволить себе такой автомобиль, а вот Славин дедушка – мог. Более того, он приобрел его новым. И на нем при ввозе в Союз стоял тот самый овальный немецкий номер, что мне так хотелось получить в детстве! Вы догадались, что Славин дедушка был дипломатом. Он работал в ФРГ в длительных командировках по нескольку раз. И в ходе одной из таких командировок произошел тот случай, о котором я сейчас расскажу. Конечно, мне рассказал его сам Слава, а он слышал об этом от дедушки. Дедушке принимал участие в торговой конференции, которую проводили в Австрийских Альпах, в конгресс-центре, куда приходилось ездить из отеля, расположенного также в горах. В отель помимо Дедушки прибыли состоятельные немецкие фирмачи, передвигавшиеся, в основном, на Мерседесах последних моделей. Дедушке же для поездки на конференцию посольство предоставило «Москвич-408». Судя по всему, автомобиль в посольстве не сильно любили, и постоянного сотрудника за ним закреплено не было. В силу этого Москвич находился не в самом лучшем техсостоянии. Выяснилось, что в пятиградусные морозы он заводится не очень хорошо, а фактически – с десятого раза. Дедушке приходилось каждое утро не только мучится с раскочегариванием не хотевшего заводиться двигателя автомобиля, который и так выглядел незатейливо на фоне Мерседесов, но и быть причиной шуток, которые немцы после очередного неудачного запуска начали уже в открытую отпускать по отношению к Москвичу. Особенно изгалялся один из фирмачей. Когда Слава описывал этого жирного, наглого и холеного дельца, передо мной вставало изображение капиталистов с карикатур Херлуфа Бидструпа. Так вот, этот немец, в котором погибал, видимо, талант комика, подходил к машине, усиленно пялился на нее на потеху толпе своих коллег, а после того, как автомобиль, наконец, заводился, кричал: «ААА! Даст ист Руссише Мустанг! Яя, фантастиш!». А толпа радостно гоготала, рассаживаясь после этого по своим Мерседесам, и вздымая снег колесами, моментально уезжала. Москвич, на прогрев двигателя которого требовалось время, выезжал со стоянки позже всех – лишь техничка хозяина отеля всегда шла последней, сопровождая автомобили жильцов до конгресс-хола. Так продолжалось несколько дней. На третий день периодически проходившие мимо «Москвича» немцы уже не могли обойтись без радостного гогота и восклицаний «Руссише мустанг! Яя!» Конечно, дедушке было вдвойне неприятно. И машина у него была откровенно бедной на фоне именитых марок соседей по отелю, и вела она себя, мягко говоря, плохо. А как же честь страны!? Ведь «у советских собственная гордость»! В общем, дедушка решил потратить приличные деньги и как-то вечерком позвонить в Москву. Там несколько человек объяснили ему приемы и хитрости заводки Москвичей в мороз. Кое-что по их советам было подрегулировано вечером в карбюраторе, пока двигатель не успел остыть. А на утро было отложено освоение приемов и хитростей. Но утром жителей отеля поджидал неприятный сюрприз. Резко опустившаяся ночью до -30 температура явилась полной неожиданностью. Ни одна машина не завелась. Не завелась даже техничка хозяина отеля. Выйдя на улицу с небольшим опозданием, дедушка увидел, как немцы хмуро бродят около своих автомобилей, понимая, что на конференцию они не попадают. А значит, более оборотистые коллеги из других отелей смогут опередить их в гонке за прибыльными контрактами. Но дедушка не растерялся. «Подкачать топливо бензонасосом, не перелив. Подсос вытянуть почти до упора, но не полностью, на педаль акселератора нажать до упора один - два раза и отпустить, включить дальний свет на 10 секунд, выключить, и только потом повернуть ключ, при необходимости чуть меняя положение подсоса и не нажимая на газ», - повторял он про себя параллельно проведению тех самых нехитрых операций… Жирному немцу было холодно показывать сегодня свой ежедневный спектакль, поэтому он не подошел к «Москвичу». Да и выглядел он сегодня так себе. А если бы подошел, то был бы сильно посрамлен сразу. Москвич завелся с первой же попытки! Офигевшие немцы с круглыми глазами и отвисшими челюстями повылезали из своих замерзших машин. «Яя! Руссише мустанг! Фантастиш!», - закричали они почти хором, а двигатель Москвича подтраивая, все же прочухивался и набирал обороты. В тот день Дедушка и «Москвич» стали героями дня. Заведя – кого прикурив, кого с буксира, все остальные автомобили, дедушка выслушал много лестных слов о себе и своем автомобиле. Последним был тот самый жирный фирмач. На морозе в бесплодных попытках завести свой Мерседес он даже осунулся. Его щегольская одежда не была предназначена для таких морозов, поэтому он одел на себя всё, что имел в багаже, и походил на цыганку в куче плащей и пиджаков, торчащих один поверх другого. Можно было даже подумать, что его вот-вот задержат за попытку кражи в одежном магазине. Но Дедушке он сильно напоминал своих соплеменников – бывших солдат вермахта, которых водили по городу после битвы под Москвой. Он имел сильно бледный вид, когда от «Руссише мустанга» "прикуривал" и его «Мерседес». Речь его состояла из сотен извинений и констатации факта, что вообще-то, «Москвич» - машина хорошая, и вообще немцам надо дружить с русскими... Рассказ этот я услышал от Славы, когда у него нашлись фотографии того «Москвича». Слава попросил меня их отсканировать. Овальный номер так и висит у Славы в гараже, но у меня лет семь назад появился свой первый. А дней 10 назад и несколько отличающийся от него второй. К сожалению, описанный приход можно рассматривать лишь в привязке к "было/стало", радоваться уменьшению белых пятен в составе областей и городов УССР в коллекции. Но никаких историй про эти номера рассказать нельзя. Остается лишь поблагодарить людей, которые в свое время поспособствовали их появлению у меня, подарив или продав их. И в очередной раз я отмечу добрым словом своих помощников, которые тратят время на поездки, получение номеров, оплаты их. Такие люди есть не только в Украине. Благодаря помощникам должна расшириться представленность номеров Беларуси, Литвы, Латвии. Какие-то посылки уже на пути в Москву, а какие-то лишь комплектуются и готовятся к отправке. Не остается полностью разобранным и приход украинских номеров. Мы продолжим уже скоро! А пока рубежи в 1300 номеров РСФСР или в 3300 номеров в коллекции остаются не преодоленными! Совсем ничего осталось. Жду откликов и предложений с нетерпением!
×
×
  • Создать...